Регулирование численности популяции сайгаков в Казахстане повлекло за собой не только общественный резонанс относительно самой ситуации, но и послужило для определенного круга лиц дополнительным поводом реализовать, или по крайней мере попытаться реализовать, свои корыстные цели, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеграм-канал Фонд-бюро расследования коррупции.
Редакция ФБРК еще на начальном этапе процедуры отлова сайгаков опасалась возникновения на данном фоне произвола, браконьерства, мошенничества, и в целом анархии среди заинтересованных лиц. Одним из таких примеров является деятельность Батыра Сейкенова, владельца охотничьих хозяйств в Костанайской области.
Батыр Сейкенов давно прославился среди общественности своими громогласными заявлениями о защите природы и животного мира, в то время как СМИ неоднократно публиковали скандалы, возникшие вокруг личности Сейкенов в связи с его противоречивыми высказываниями.
Так, еще в 2020 году сотрудник Минэкологии Абдулаев обратился в суд с иском о том, что Сейкенов в своих соцсетях распространил заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство Абдулаева и подрывающие его репутацию. Как оказалось, Сейкенов опубликовал видео, в котором сообщил, что Абдуалиев вопреки служебному статусу якобы занимается предпринимательской деятельностью, возглавляет некую ОПГ, отбирает у законных владельцев охотничьи угодья и перепродает их.
В суде не удалось доказать обвинения, излагаемые Сейкеновым в адрес Абдуалиева. Однако суд также не увидел в заявлениях охотника прямого умысла опорочить репутацию чиновника, в связи с чем привлечь Сейкенова по предъявленному в клевете обвинению не удалось.
В 2021 году Сейкенов прославился в казахстанских медиа тем, что обвинил первого казахстанского космонавта Тохтара Аубакирова в браконьерстве и злоупотреблении своим статусом. В соцсетях Сейкенов написал, что Аубакиров намеревался поохотиться вблизи его охотничьих угодий во внесезонное время, а получив отказ – все же вроде как остановился на территории резервата «Алтын дала» и охотился.
Сам Тохтар Аубакиров позже пояснил журналистам, что приехал в село Торгай, чтобы посмотреть на места своей юности и добавил, что не заезжал на территорию заповедника и приехал без оружия. Кроме того, первый космонавт отметил, что когда-то был в хороших отношениях с Сейкеновым и не понимает, почему старый знакомый написал такой пост.
В том же 2021 году Сейкенов снова попал в заголовки СМИ. На тот момент пользователей соцсетей шокировали видеокадры, снятые во время охоты казахстанцев в Африке, где соотечественниками ради забавы были убиты жираф и зебра. Был ли среди тех охотников сам Батыр Сейкенов – утверждать сложно.
Однако позже он записал видеообращение, в котором заявил, что события на видео из Саванны – это «обычная охота» и убийство жирафа ничем не отличается от убийства коровы или курицы, мясо которых казахстанцы регулярно употребляют в пищу.
Весной этого года Сейкенов выдвигался кандидатом в депутаты мажилиса по одномандатным территориальным избирательным округам, однако Центризбирком отменил его регистрацию, в связи с чем, охотник подал заявление на обжалование решения.
ЦИК в свою очередь постановила, что Департамент госдоходов Астаны должен дополнительно проверить достоверность сведений об активах и обязательствах, задекларированных Батыром Сейкеновым и его супругой.
Одним из последних скандалов, в которые попал Батыр Сейкенов – это конфликт с Институтом зоологии РК. Изначально, Сейкенов в своих видео заявлял, что Минэкологии дало указание Институту зоологии разработать биологическое обоснование по управлению популяциями сайгаков в Казахстане, за что Институт в свою очередь запросил порядка 750 млн тенге.
При этом, охотник утверждал, что он совместно с Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом им. Жангир хана и другими биологами совершенно бесплатно разработали и предоставили данное биообоснование министерству. Кроме того, Сейкенов в целом нелестно высказывался в адрес деятельности Института зоологии РК.
Однако известно, что сам Батыр Сейкенов не является научным сотрудником и имеет только экономическое образование, а его участие в разработке биообоснования крайне косвенное. Кроме того, Минэкологии в целом не давало Институту зоологии никаких указаний.
В августе этого года Сейкенов рассказал в соцсетях, что на него и охотника Жомарта Байбекова в Коргалжынских степях якобы было совершено покушение на убийство. Незадолго до этого, Сейкенов заявил, что олигархи-браконьеры, прикрываясь Институтом зоологии РК, начали отстрел сайгаков.
Покушение Сейкенов объяснил тем, что он «докопался до истины, кто же стоит за идеей об отстреле 200 сайгаков в Акмолинской области, типо в научных целях», вновь намекая на деятельность Института зоологии РК. На тот момент, Институт уже подал в суд иск о защите деловой репутации.
Редакция ФБРК связалась с адвокатом организации, который рассказал, что в целом данная ситуация с отстрелом сайгаков в августе сильно искажена. Установлено, что в тот день два сотрудника Института зоологии выехали в заповедник для оценки обстановки и ситуации по миграции сайги, при этом они даже не имели при себе оружия.
Однако, Сейкенов со своим товарищем выехали на место и встретились с научными сотрудниками. Убедившись, что ученые «чисты», охотники отправились на принадлежащую Рахимбаевым территорию, где и возник конфликт, в результате которого последовал выстрел.
Стоит отметить, что вскоре после заведения уголовного дела, Жомарт Байбеков написал заявление с просьбой прекратить данное дело. На сегодняшний день дело о покушении на убийство прекращено.
Предполагается, что причиной нападок Батыра Сейкенов на деятельность Института зоологии послужили те факты, что ранее он выступал за отлов и вывоз живой сайги в Китай, где рога парнокопытных пользуются большим спросом. На что получил запрет.
Кроме того, есть сведения, что Сейкенов хотел организовать для иностранцев охоту на архаров на территории своих хозяйств, а теперь аналогичным образом планирует организовать охоту на сайгаков, в связи с чем, выступает против изъятия данных животных в научных целях.
Также ФБРК известно, что Сейкенов публиковал видео касательно деятельности Института зоологии, в которых просматривались нарушения ст. 174 УК РК (Разжигание национальной розни). Впоследствии публикации были удалены, однако у представителей Института зоологии имеются засвидетельствования этих публикаций.
Ранее Сейкенов открыто заявлял, что охотничий туризм может приносить немалые деньги. Среди главных проблем, которые тормозят развитие охоты в стране, он назвал отсутствие понятия «аренда оружия», отметив, что органы отказываются узаконить аренду, ссылаясь на риски терроризма. Однако, сам Сейкенов считает, что боясь террористов, Казахстан теряет иностранного туриста.
Кроме того, по мнению охотника, государство берет на себя слишком много функций бизнеса. К примеру, Сейкенов уверен, что даты начала охоты и их сроки должен определять сам владелец каждого резервата.
Находятся те, кто верит словам Батыра Сейкенова. Однако, стоит отметить, что его заявления не имеют доказательной базы и зачастую, как и сама его охотничья деятельность, противоречат посылу о защите животных. В связи с чем редакция ФБРК предполагает, что Сейкенов преследует корыстные цели, далеко отличные от сохранения народного достояния.