Десятки казахстанских фур простаивают на границе с Китаем

Десятки транспортных средств, среди которых крупные грузовые авто с товарами казахстанских граждан, более 11 дней простаивают на границе с Китаем. В числе причин задержки называют отсутствие одобрения на выпуск со стороны КГД МФ РК. В процессе задержки некоторые из фур подвергались повторному таможенному досмотру, по окончании которого по сей день не был предоставлен акт досмотра с указанием причин и результатов его проведения, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото с сайта time.kz

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» выразила обеспокоенность в связи с ситуацией на границе с Китаем и предприняла шаги для защиты интересов бизнеса.

Заместитель председателя «Атамекен» Тимур Жаркенов обратился к председателю комитета Жандосу Дуйсембиеву с письмом, в котором сообщил о жалобах со стороны субъектов предпринимательства, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, касательно неправомерных задержаний органами государственных доходов в пунктах пропуска на казахстанско-китайской таможенной границе автотранспортных средств, перемещающих товары международной торговли.

«В жалобах отмечается, что без объяснения причин, на основании устных указаний должностных лиц главного диспетчерского управления сроки выпуска товаров затягиваются на 1-2 недели, иногда грузы подвергаются повторным таможенным досмотрам», — отметил Тимур Жаркенов.

Спикер утверждает, что компании-перевозчики, вовлеченные в ситуацию, несут все растущие убытки, связанные с таможенным оформлением, простоями, невыполнением договорных обязательств и так далее.

«Такая же картина у нас складывалась в конце 2022-го — начале 2023 года, когда скопление машин на границе с Китаем составляло порядка нескольких тысяч, в связи с чем мы с коллегами были вынуждены в составе особой проверки с генеральной прокуратурой выезжать на данный пост. Работа по стабилизации ситуации на границе проводилась в течение месяца. Несмотря на то что в прошлый раз было много моментов, связанных с техническими проблемами, складывалось впечатление определенной борьбы интересов. На текущий момент снова складывается впечатление, что как только начинается Новый год, а вместе с этим растут и объемы товарооборота, возникают проблемы на границе по каким-то рукотворным причинам. В течение года проблем нет, и вдруг в конце года возникают проблемы, которые ранее почему-то отсутствовали», — дополнил он.

НПП РК «Атамекен» призвала руководство таможенных служб КГД МФ РК вмешаться в ситуацию и не допустить того неформального произвола, который сейчас происходит с автомобилями на границе.

Между тем ТОО «Jana Post» сообщает о серьезных убытках из-за задержек, включая операционные расходы, штрафные санкции и потерю клиентов, заказавших товары к Новому году. На сегодняшний день компания имеет 17 грузовых автомобилей, которые простаивают на границе.

В заявлении от 21 декабря в главную транспортную прокуратуру руководство Jana Post отметило, что несет убытки в размере 25 млн тенге в сутки.

Отмечается, что тема увеличения товарооборота между Казахстаном и КНР обсуждается на самых высоких уровнях. Так, совсем недавно на территории международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» состоялась встреча руководителей приграничных таможенных органов Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Одним из приоритетных вопросов, вынесенных на обсуждение, стало увеличение пропускной способности пунктов пропуска.