Казахстан и болезнь «коррупция»: Успехи в лечении

В Казахстане под руководством главы государства Касым-Жомарта Токаева стартовал полномасштабный поход против коррупции, который принимает бескомпромиссный оборот и общенациональные масштабы по принципу «Жемқорлық – індет, онымен күресу – міндет» («Коррупция – болезнь, борьба с ней – наш долг»), передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: NewTimes.kz

Вехи борьбы

В Казахстане на протяжении всей новейшей истории борьба с коррупцией провозглашалась национальным приоритетом высшего уровня. Вместе с тем ее искоренение наталкивалось не только на серьезное противодействие коррупционного «класса», но и подкреплялось низким уровнем правовой культуры и высоким порогом терпимости общества к проявлениям взяточничества. Нередко борьба с коррупцией принимала характер выяснения внутриэлитных отношений либо сведения счетов и затрагивала преимущественно низовой уровень исполнителей.

«Многие годы она сводилась к поимке взяточников с поличным без глубокого погружения в тему. Разные люди изобличались на одних и тех же должностях за решение одних и тех же вопросов. Коррупционеров регулярно ловили и отправляли за решетку, а причины и условия, из-за которых процветала коррупция, никого особо не интересовали. Лишь в последние годы наметился отход от этой практики», - отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев на совещании по вопросам противодействия коррупции.

Однако сегодня можно отчетливо наблюдать как антикоррупционные меры государственной политики принимают системный и беспощадный характер, что называется «не взирая на лица». В Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны был заложен курс на полное искоренение коррупции с особым вниманием к ее бытовому уровню и дано поручение принять стратегический документ упорядочивающий этот процесс.

В Предвыборной программе «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» получила подкрепление приверженность антикоррупционному курсу и подчеркнута бескомпромиссность борьбы с беловоротничковой преступностью до полной победы.

От концепции к конкретной практике

В феврале 2022 года была принята Концепция Антикоррупционной политики РК на 2022-2026 годы, соответствующий план ее реализации и вытекающие из нее конкретные поручения уполномоченному госоргану – Агентству РК по противодействию коррупции. Концепция была создана на основе мирового опыта и антикоррупционных стандартов Конвенции ООН против коррупции и с учетом рекомендаций ГРЕКО, ОЭСР, ФАТФ и других авторитетных международных институтов.

Поручения касались всего спектра общественных отношений, пораженных коррупцией, и носили оперативно-стратегический характер, включающий как реагирование на факты взяточничества, так и на превенцию причин коррумпированности. Поставлены задачи сформировать всеобщую нетерпимость к коррупции и повысить добропорядочность госаппарата и бизнеса; искоренить почву для коррупции и достичь неотвратимости ответственности и наказания за коррупцию; усилить роль гражданского общества и механизмы общественного контроля; создать правовые условия; улучшить механизмы сообщения о коррупции через цифровизацию и защищенность информаторов; отладить антикоррупционный мониторинг и повысить эффективность Антикора.

Были обозначены и отраслевые задачи борьбы с коррупцией в наиболее подверженных ей сферах: в налогово-таможенной, строительной, сельскохозяйственной, продовольственной, транспортно-логистической, образовательной и здравоохранительной.

Также отметим, что в главном антикоррупционном ведомстве страны за последний два года дважды сменился председатель – Олжас Бектенов сменил Марата Ахмеджанова в феврале 2022 года, а в апреле 2023 года новым главой ведомства стал Асхат Жумагали. Иными словами, Антикор находится в состоянии активной калибровки под новые задачи построения общества, свободного от коррупции.

Антикоррупционная трансформация общества

На сегодняшний день можно отметить ряд важных системных успехов государства, достигнутых при исполнении новых стандартов антикоррупционной политики.

Например, вступили в силу значимые законодательные поправки по совершенствованию антикоррупционной сфере путем ввода новых инструментов превенции коррупции. Чиновникам официально запрещено необоснованное обогащение, за которое предусмотрена отныне уголовная ответственность. Теперь декларации о доходах будут жестко сопоставляться с расходами госслужащих. Кроме того, кардинально усилена система защиты информаторов о коррупции, даны четкие гарантии в плане безопасности и охраны трудовых прав, запрещено любое разглашение конфиденциальной информации о них по аналогии с защитой свидетелей.

В квазигоссекторе получили независимый статус антикоррупционные комплаенс-службы (по выявлению и пресечению коррупционных рисков), которые теперь подотчетны напрямую советам директоров, наблюдательному совету или иному независимому органу управления, а не правлению во избежание конфликта интересов. Антикор в свою очередь наделен функциями методологической координации данных служб в квазигосударственных субъектах.

Всеобщая добропорядочность в госаппарате

С июля 2022 года стартовала особая программа «Integrity Check» по проверке на добропорядочность силового блока с последующим распространением на весь государственный аппарат. Антикоррупционная служба начала с себя, организовав в прошлом году порядка 500 проверок сотрудников и административных госслужащих в своих рядах. Следующим госорганом стало МВД.

Сейчас полным ходом идет разработка законопроекта «О проведении проверки на добропорядочность (Integrity check)», предусматривающего цели, принципы, методы проведения, права и обязанности как тестируемых лиц (в отношении кого проводится проверка), так и проверяющего, перечень должностных лиц, подлежащих проверке, меры ответственности за результаты проверки.

Ликвидация условий для коррупции

В Казахстане так же инициирован пакет законодательных поправок по развитию цифровизации и информационной безопасности, новые Правила цифровой трансформации государственного управления, экспертиза проектов НПА на предмет их соответствия стратегическим направлениям цифровой трансформации. Согласно статистике, в части цифровой трансформации госуправления переработаны свыше 300 бизнес-процессов в госсекторе, количество госуслуг онлайн превысило 40, 17 госуслуг выведены на внешние платформы, стартовало оказание проактивных услуг через Smart Data Ukimet (платформа для сбора, хранения и анализа данных госорганов).

По поручению Главы государства взята под особый контроль защита бизнеса от произвола чиновников: Генеральной прокуратурой 2 сентября этого года полностью регламентированы основания для начала досудебного расследования в отношении субъектов предпринимательства, за которые уполномоченным госорганам недопустимо выходить. В свою очередь, Антикор принял Инструкцию по организации досудебного производства, учитывающую права предпринимателей при досудебном производстве.

Теперь для этого используется четкий пошаговый мониторинг любых расследований в отношении предпринимательских структур со стороны антикоррупционных органов. А жалобы бизнеса антикоррупционеры рассматривают теперь совместно с кураторами со стороны НПП Атамекен.

Регистрация уголовных дел в отношении предпринимателей упала по итогам 2022 года в 4 раза, по 31 делу пресечены факты незаконного вмешательства.

Успехи борьбы с коррупцией в цифрах и фактах

Стоит подчеркнуть, что в этом году охота на коррупционеров приняла колоссальный размах. Зарегистрировано более 1 500 коррупционных преступлений, изобличено более 1 100 лиц, из которых 158 руководители различных уровней. До суда дошло более 1 тысячи дел, по которым возмещено 282 млрд тенге ущерба. С 2022 года обеспечен возврат в бюджет и субъектам квазигосударственного сектора имущественных активов и денежных средств на сумму порядка 857 млрд тенге. Причем 159,8 млрд тенге изъято из иностранных юрисдикций: 36,8 млрд тенге - Австрия, 116,7 млрд – Лихтенштейн 6,3 млрд тенге - ОАЭ, 253 млн тенге - Турция.

Антикоррупционной службой особое внимание уделяется коррупционным преступлениям на местах. Например, с начала года в регионах изобличено 215 сотрудников местных исполнительных органов, 137 из них - руководители.

Лидируют города Алматы, Шымкент, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская, Акмолинская, области Абай и Жетісу.

Волонтеры антикоррупционного фронта

Под патронажем Антикоррупционной службы развернута мощная добровольческая сеть под брендом «Антикоррупционное волонтерство», включающая более 2 тысяч гражданских активистов. Кроме того, Антикор и другие силовые ведомства активно используют потенциал НПО в формате общественного контроля на основании недавно принятого закона. Альтернативный государственному контроль со стороны гражданского общества образуют общественные советы, партийные и общественные организации, блогеры, активисты и специализированные НПО. В стране складывается действенная инфраструктура борьбы с коррупцией, соединившая усилия и власти, и неправительственного сектора.

Побежденные коррупционеры в конкретных кейсах

Эффективность антикоррупционной политики измеряется весом пойманных коррупционеров высокого ранга, ранее имевших неприкасаемый статус. Среди них супружеская чета крупных бизнесменов - Кайрат и Гульмира Сатыбалды, олигарх «старого Казахстана», прочно прописавшийся в списках Forbes - Кайрат Боранбаев, экс-министр юстиции Марат Бекетаев, экс-министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы и ключевой организатор январских событий, экс-председатель КНБ Карим Масимов.

Все вышеуказанные фигуры отличились колоссальными масштабами хищений, растрат, взяток, недобросовестной конкуренции, рейдерства и других коррупционных преступлений, основанных на злоупотреблении властью и приближенностью к властным рычагам. Суммарный ущерб от их действий измеряется десятками миллиардов тенге, значительная часть которых возмещена благодаря действиям антикоррупционного ведомства .

Если резюмировать совокупный эффект нового антикоррупционного курса, можно констатировать наличие всех предпосылок для достижения поставленных Президентом Токаевым задач: искоренить коррупцию как тяжелый недуг, используя методы превенции и правоохранительной практики.

Лилия Маньшина