Депутат считает, что Air Astana равняется на экс-акима Шымкента

Депутат демпартии «Ак жол» Аскар Садыков заявил, что авиакомпания Air Astana живет по совету Габидуллы Абдрахимова, зарабатывая деньги в Казахстане, тратя их в Лондоне, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Air Astana

«Как известно, АО «Air Astana» является национальным перевозчиком и создан с участием фонда «Самрук-Казына». Основным активом любой авиакомпании являются воздушные суда. Между тем воздушные суда, принадлежащие авиакомпании Air Astana, приписаны не в Казахстане, а в Ирландии. Это означает, что Казахстан не обладает контролем за собственностью национального перевозчика. Более того, президент Air Astana Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои судна в Казахстане», — сказал он в своем запросе на имя премьер-министра.

Демпартия «Ак жол» считает, что такая позиция вредит национальным экономическим интересам нашей страны.

Аргументы руководства компании о том, что только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран, народные избранники считают неубедительными, поскольку с момента образования компании прошло четверть века и за эти два десятилетия комитет гражданской авиации давно должен был проработать все нужные вопросы.

Отмечается, что буквально вчера комитет гражданской авиации подтвердил соответствие Казахстана требованиям международной организации гражданской авиации и сообщил об открытии прямых рейсов в США. Однако, как отметила фракция, президент Air Astana, видимо, считает не заслуживающим доверия не только позицию госоргана, но и правовые условия нашей страны в целом либо просто игнорирует национальные интересы Республики.

«Данный вопрос имеет особое значение в свете планируемого выхода компании Air Astana на IPO и продажи 25 процентов ее акций. Возникает вопрос о том, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счет вложений нашего государства и его граждан, оплачивающих неадекватно высокие цены на авиабилеты? И что является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране?» — спросил депутат.

Кроме того, по его словам, необходимо также понять ситуацию с авиапарком компании FlyArystan. Так как при обсуждении в мажилисе по поводу создания данной компании и его тарифной политики представители КГА и Air Astana убеждали, что компания FlyArystan будет являться реальным лоукостером. Однако этого не произошло.

Недавно президент АО «Air Astana» заявил, что FlyArystan не будет выводиться из компании Air Astana. Хотя, как отмечается, на депутатский запрос фракции демпартии «Ак жол» от 14 сентября 2023 года был получен ответ правительства, что разработан план выделения FlyArystan в отдельное юридическое лицо.

В этой связи фракция «Ак жол» повторно ставит вопрос о превращении FlyArystan в самостоятельного лоукостера с действительным снижением стоимости полетов.

Авиапарк данной компании, полностью состоящий из новых судов, также должен быть зарегистрирован в Казахстане, считают депутаты.

«Другой причиной регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты называют также возможные налоговые преимущества данной юрисдикции. Однако фракция «Ак жол» считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем «зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне». Указанная ситуация ставит и более широкую проблему — деофшоризация работы национальных компаний. Господа бизнесмены на государстве, имейте совесть и мужество платить налоги там, где зарабатываете свои миллионные зарплаты и бонусы», — заявили народные избранники.

В этой связи демпартия «Ак жол» требует:

  • Решить вопрос с регистрацией казахстанских воздушных судов компании Air Astana и FlyArystan в Республике Казахстан.
  • Выделить FlyArystan в отдельную компанию и обязать соблюдать тарифные условия, устанавливаемые для лоукостера.
  • В рамках демонополизации экономики провести работу по выявлению офшорных схем, используемых национальными компаниями и другими квазигоспредприятиями, а также обязать их вернуться в национальную налоговую юрисдикцию Казахстана.