Растущий спрос на «мыломойку» в Казахстане в основном закрывается импортом

Казахстанцы увеличили закупки мыла, моющих, чистящих, парфюмерных и косметических средств. Однако повышенный спрос в основном закрывал импорт, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Energyprom.kz.

Фото: unsplash.com

По данным бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в январе–декабре 2023 года общий объем реализованной на внутреннем рынке подобной продукции приблизился к 350,6 тыс тонн — на 33,9% больше, чем за аналогичный период 2022-го. Аналитики назвали цифру максимальной за последние пять лет.

При этом выросли объемы реализации по всем крупным товарным категориям сектора, но динамика у всех была разной. Например, в самой большой по объему группе моющих средств в 2023 году было продано на 29,1% больше, чем годом ранее, парфюмерных и косметических средств реализовали на 14% больше, а разных чистящих, дезинфицирующих жидкостей и порошков — в 4,7 раза больше.

Повышенный спрос в основном закрывал импорт.

«Это связано с тем, что собственное производство «мыломойки» в Казахстане занимает небольшую долю, оно представлено не во всех товарных категориях, и к тому же казахстанские товары частично экспортируются за рубеж. Судя по балансу ресурсов и использования от БНС АСПиР РК, весомой можно назвать долю отечественных производителей в товарной категории мыла и поверхностно-активных веществ. В прошлом году в общем объеме товаров этой группы 30,9% имели лейбл made in Kazakhstan. В абсолютных значениях это 22,2 тыс из 71,7 тыс тонн», — пишут аналитики.

Ощутима также доля отечественных компаний в категории средств для бритья, различной косметической и парфюмерной продукции — 37,5%. По остальным товарным группам доля казахстанских производителей крайне невелика. Без местных конкурентов работают на казахстанском рынке и поставщики импортных товаров из категорий более сложных продуктов — косметики, парфюмерии, средств гигиены полости рта.

В итоге импорт составил 87,4% всего объема «мыломойки», косметики и парфюмерии, реализованных на внутреннем рынке страны или экспортированных из Казахстана в прошлом году. По данным БНС АСПиР РК, в республику было завезено 338,1 тыс тонн различных средств гигиены, дезодорантов, пен для укладки, средств для бритья, всевозможной «химии» для уборки. Это на 32,9% больше, чем в январе–декабре 2022 года. Главный экспортер подобных товаров для нашей страны — Россия. В тройку лидеров также входят Туркменистан и Турция.

Что касается косметики и парфюмерии, в эконом-сегменте этих товарных категорий по физическому объему поставок лидирует также Россия. А вот по поставкам в денежном выражении выигрывают страны, знаменитые крупными международными брендами. Самая дорогостоящая косметика импортируется в Казахстан из Италии, Франции, Южной Кореи и США.

Собственное производство мыла, моющих, чистящих, парфюмерных и косметических средств в Казахстане представлено в основном в категории бытовой химии. Эта ниша интересна и бизнесменам РК, и инвесторам из других стран. Среди крупных отечественных предприятий в отрасли можно назвать алматинскую компанию с десятилетней историей — ТОО «Адал плэнт» (бренд Sulu), завод по выпуску индустриальной химии и средств гигиены — ТОО «Goldman and Young» и павлодарское предприятие по производству дезинфицирующих средств и косметики — ТОО «КазБытХим». Также стоит отметить, что часть крупных казахстанских производителей нацелена на экспортные рынки. Об этом руководители компаний говорили в экспертных интервью СМИ.

Согласно статистическим отчетам, в прошлом году казахстанские предприятия сектора выпустили 48,7 тыс тонн продукции. В сравнении с динамикой прошлых лет 2023 год можно назвать продуктивным, рост объемов производства в натуральном выражении за этот период составил 31,6%. На успех повлияли компании, которые выпустили больше мыла, поверхностно-активных веществ и моющих средств. В стоимостном выражении взлет был не таким высоким. В целом за прошлый год казахстанские компании произвели продукции на 22,4 млрд тенге (плюс 12,8%).