Развивать нестандартное творческое мышление казахстанским школьникам помогают учителя и различные кружки, которых в последние годы становится больше. Наряду с занятиями танцами, музыкой, спортом, в свободное от учебы время ребята успешно учатся 3D-моделированию и роботехнике, делая первые шаги на пути к изобретательству. Как творчество и навыки инженерии помогают создавать роботов-пожарных, ручные генераторы для зарядки телефонов, ветрогенераторы и многое другое, рассказали казахстанские педагоги, передает ИА «NewTimes.kz».
Артем Цимбал – педагог из Акмолинской области. Он написал пособие, чтобы школьникам было легче ориентироваться в увлекательном мире технологий 3D-печати. Под его наставничеством ребята выполняют проекты, которые в будущем могут принести пользу в разных сферах.
«С 2020 года я учу детей навыкам изобретательства. Первый проект назывался «Автоматический полив для растений». Ребята придумали систему, которая будет орошать комнатные растения без участия человека. Этот проект ребята представили на районном этапе и заняли первое место и в области, в республиканском конкурсе «Зерде» - третье место. Состязания проходили для детей с 1 по 7-й классы. Эти же ребята выступили в 8-м классе с проектом под названием «Ручной генератор». Это устройство заряжает телефоны и маленькие аккумуляторы. С ним ребята заняли первые места. Также с этим проектом они выступили на международном конкурсе «Мы – интеллектуалы 21 века» в Бишкеке и выиграли 3-е место. Кроме того, две ученицы работали над созданием ветрогенератора с применением 3D-принтера. Они печатали детали на 3D-принтере и сделали из них целое устройство. Команда заняла первое место в районном конкурсе, в областном – второе. В этом году планируем с ребятами проект по созданию протезов для людей с ограниченными физическими возможностями», - говорит Артем Цимбал.
Он отмечает, что изобретательство – это увлекательный процесс, во время которого создаются новые продукты. По словам педагога, важные навыки, которые могут помочь сформировать у детей навык изобретательства – это креативное мышление, благодаря которому дети начинают думать за пределами привычных рамок, видеть вещи с неожиданных точек зрения, придумывать новые способы решения проблем.
«Здесь также должно быть проблемное мышление – анализ ситуации, умение задавать вопросы. Дети должны научиться задавать вопросы, чтобы лучше понимать мир вокруг себя и искать новые возможности. Также у ребят должны быть коммуникационные навыки - делиться идеями, понимать важность обратной связи; терпимость к неудачам, понимание, что это часть изобретательства и умение извлекать уроки. Большинство детей не терпят неудач, и они считают это своего рода позором, бросают изобретательство. На самом деле это урок. Другой важный навык – умение работать в команде, сотрудничать для достижения общей цели. Изобретательство наблюдательность и развитие аналитических способностей, умение замечать детали и понимать, как они связаны между собой, потому что большинство изобретений – это доработка уже существующих продуктов, улучшение, стремление к улучшению, желание совершенствовать свои навыки и идеи, чтобы создавать более инновационные проекты и решения», - отмечает педагог.
Он считает, что современным детям могут помочь разные методы и подходы к обучению, которые учитывают их потребности, особенности развития и изменения в технологическом пространстве.
«Думаю, есть несколько способов, которые помогут детям лучше усваивать знания. Первое – интерактивное обучение. Это обучающие игры, визуальные материалы и уроки, они помогают быстрее вовлечь ребенка в процесс обучения и лучше усвоить материал. Также важно коллаборативное обучение – уроки в групповом формате, когда дети обсуждают и обмениваются знаниями. Интеграция игровых элементов может стимулировать мотивацию детей и делает обучение более увлекательным. Помимо всего прочего, развитие навыков самостоятельного обучения – постановка цели, планирование времени и самоконтроль - помогает ученикам стать более эффективными», - отмечает Артем Цимбал.
Мы спросили у педагога, чем его вдохновляет профессия педагога.
«Для вдохновения есть много причин, среди них - влияние на воспитание личности, возможность помогать им учиться, развиваться, становиться успешными людьми. Это творческая работа. Образование требует творчества и поиска новых подходов. Также это постоянное обучение и развитие. Образование – область, которая постоянно меняется. Педагоги имеют возможность постоянно обучаться, осваивать новые методы к обучению. Самое важное – благодарность со стороны учеников и их родителей. Это вдохновляет», - резюмировал педагог.