Пересадить алматинцев на общественный транспорт хотят власти города. А что думают жители?

В начале года в Алматы утвердили мастер-план транспортного каркаса города. Одна из его главных целей — создать все условия, чтобы жители больше пользовались общественным транспортом, нежели передвигались на личных автомобилях. Новые остановки, пересадочные пункты, закуп экологичных электроавтобусов, запуск легкорельсового транспорта — такие меры, по мнению городских властей, помогут сделать общественный транспорт более привлекательными. А что сами жители думают об этих инициативах и какие впечатления сейчас у них оставляет качество работы городских автобусов и метро — в материале автора ИА «NewTimes.kz».

Фото: Telegram/AlmatyJoly

«Конечно, мне бы хотелось, чтобы общественный транспорт стал более комфортным, — говорит житель Алматы Серикжан Абилов. — Тем более, что я и многие мои знакомые пересели с личного авто на городской транспорт. Прежде всего, потому что это гораздо дешевле. Содержать свою машину сегодня слишком затратно. Дорого обходится бензин, обслуживание автомобиля. Но это комфорт, за что многие еще готовы платить. К сожалению, общественный транспорт Алматы этим не отличается. Прежде всего, потому, что автобусы часто переполнены, некоторые маршруты приходится подолгу ждать».

По мнению Серикжана, чтобы больше людей пользовались общественным транспортом, нужно наладить его более четкую работу, а также чистоту в салонах, которой, увы, пока не наблюдается. Алматинец признался, что иногда ему не хватает терпения дождаться нужного маршрута автобуса, и он вынужден прибегать к услугам такси. А вот метро он пользуется довольно редко, поскольку живет далеко от веток метрополитена.

Чтобы общественный транспорт стал действительно популярным у жителей и гостей города, необходимо создать соответствующую транспортную инфраструктуру, считает алматинка Тамара Фазылова.

«Хорошо, что при разработке мастер-плана транспортного каркаса Алматы городские власти планируют расширить сеть автобусных остановок и пересадочных пунктов. Но я считаю: если человек вынужден пересаживаться на другой маршрут, чтобы добраться до места назначения, он не должен снова платить за проезд. Насколько мне известно, во многих развитых странах есть проездные билеты одного дня, недели и так далее. Почему бы подобное не ввести у нас? Нареканий к троллейбусам у меня нет, как правило, в них мало людей. А вот с автобусами ситуация похуже. На отдельных маршрутах их недостаточное количество», — отмечает жительница Алматы.

Другим минусом в городском автотранспорте она считает отсутствие культуры среди пассажиров. 

«Нередко сталкиваюсь с тем, что граждане заходят в салон в грязной рабочей одежде, с рюкзаками за спиной, некоторые громко разговаривают, не уступают место пожилым. Все это создает дискомфорт, особенно, если транспорт переполнен. Во времена Советского Союза были установлены правила пользования общественным транспортом и водители делали замечания гражданам, которые их нарушают. К сожалению, сегодня такая практика отсутствует», — добавила она.

Как и любые услуги, общественный транспорт должен быть доступен, удобен и работать стабильно, считает алматинец Максат Каримжанов.

 «Алматы — большой город с населением в два миллиона. Но улицы все равно строят узкие, как следствие — постоянные пробки и простой транспорта. К тому же, почти нет ночных маршрутов. Мало подвижного состава. Понятно, что он дорогой и акимат не может постоянно закупать новые автобусы и троллейбусы. Но ремонт общественного транспорта никто не отменял», — считает алматинец.

По его словам, для живущих в центре города все очень удобно, но стоит выехать на окраину — теряешь на дорогу минимум час-два времени. 

«Особенно в районе Арены и новых районах на западе, типа Alma city. Там с транспортом сложно», — уточнил собеседник.

Мы попросили его поделиться впечатлениями от пользования общественным транспортом, поинтересовались, успевает ли он добраться до нужных точек на автобусах и метро.

«Езжу на общественном транспорте регулярно, но не каждый день. Предпочитаю больше ходить. Заметно, что машины часто не ухожены, в салонах грязь. Впечатление, что они ухаживают за техникой только после окрика начальства. Водители мало обращают внимания на пассажиров. Из-за нехватки автобусов в часы пик проблема просто попасть в салон. Но когда выезжаешь в регионы, понимаешь, что это не самый печальный вариант. В областях ситуация хуже в разы: автобусам лет по 20, их мало, расписания нет», — поделился горожанин.

Он считает, что одно лишь расширение маршрутов ничего не даст. 

«Складывается впечатление, что у нас никто не изучает пассажиропоток. Я говорю так, так как не вижу в этом плане каркаса расходов на исследование пасажиропотоков. Поэтому постоянно приглашают иностранных специалистов и говорят: «сделай». А что можно сделать, если у него нет статистических данных?».

Нелли Адаменко