Поддерживать чистоту и вкусно пахнуть дорого обходится казахстанцам

Цены на средства гигиены и уход за телом подскочили в стране в разы: дезодоранты подорожали на 15% за год, гели для душа — на 13%, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на EnergyProm.kz.

Фото: pexels/karolina-grabowska

Рынок бытовой химии, косметики и парфюмерии в Казахстане принадлежит импортерам. Местное производство не справляется практически ни с одной категорией продукции в секторе, а то и полностью отсутствует.

Так, например, в сегменте моющих средств казахстанское производство по итогам первых двух месяцев текущего года составило 3,2 тыс тонн — на 15% больше, чем годом ранее. Однако это всего 13,8% от ресурсов. Основная часть, соответственно, пришлась на импорт — 86,2%. Всего с начала года в страну завезли 20,3 тыс тонн моющих средств — минус 14,5% за год.

Выпуск мыла сократился на 23,5%, до 3,6 тыс тонн. Тут ситуация с самообеспечением лучше — казахстанские компании перекрыли 42,2% спроса, однако сокращение производства привело к потере доли рынка по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (было 46,9%). Импорт мыла составил 4,9 тыс тонн, или 57,8% от ресурсов.

Рынок чистящих паст и порошков полностью принадлежит импортерам: 99,9% спроса перекрыто импортной продукцией. В стране произвели всего пренебрежительно малый объем продукции — 300 кг — на 23,9% меньше к тому же, чем годом ранее. При этом, по официальным данным, импорт заметно сократился — сразу в 3,1 раза, до 400,1 тонны.

Что касается парфюмерии и косметических средств, местное производство за январь–февраль составило 1,1 тыс тонн — на 3,9% меньше, чем годом ранее. Это перекрыло всего 9% спроса против таких же неудовлетворительных 8,7% годом ранее. 91% рынка — за импортерами. В том числе спрос на средства для бритья и дезодоранты перекрыт казахстанскими компаниями на 50,7%, шампуни и средства для волос — лишь на 4,6%, средства гигиены полости рта и зубов — на мизерные 0,4%, а зубные пасты и порошки в РК за соответствующий период вообще не производили.

В стоимостном выражении за январь–февраль текущего года выпуск мыла, моющих, чистящих, полирующих, парфюмерных и косметических средств составил 1,1 млрд тенге.

Производство сконцентрировано в следующих регионах страны:

  • Шымкент (901 млн тг);
  • Алматинская область (161,2 млн тг);
  • Атырауская область (19,8 млн тг).

Цены на товары личного потребления по итогам марта текущего года выросли в годовой динамике на 9,9%.

Наибольшее удорожание было отмечено в следующих областях:

  • Северо-Казахстанской (на 16,6% за год);
  • Жамбылской (на 14,5%);
  • Алматинской (на 14,2%).

Наименьшее удорожание произошло в:

  • области Абай (плюс 3,2%);
  • Атырауской области (плюс 3,5%);
  • области Жетысу (плюс 4,2%).

В разрезе видов продукции дезодоранты подорожали на 15%, гели для душа — на 12,8%, кремы для рук — на 12,6%, зубные пасты — на 11,8%, шампуни — на 11,1%, туалетное мыло — на 10,6%, пены и гели для бритья — на 10,5%, краски для волос — на 10,3%, зубные щетки — на 9,7%, станки для бритья — на 8,2%, кремы для лица — на 7%, детское мыло — на 4,7%.

Хозяйственное мыло в среднем по стране стоило 387 тенге за 200 граммов, детское мыло — 386 тенге за 100 граммов, туалетное мыло — 504 тенге за 100 граммов, шампунь — 1,2 тыс тенге за 200 мл, зубная паста — 1,1 тыс тенге за 75 мл, стиральный порошок — 800 тенге за 500 граммов.