Психолог о рукоприкладстве среди казахстанских родителей: «Они наказывают не ребенка, а себя»

Социолог Акнур Иманкул и психолог Акмарал Назбиева пришли к выводу, что многие родители не справляются эмоциями своих детей из-за внутренних обид и прибегают к физическим наказаниям. На канале El arna они рассказали о последствиях таких действий, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: кадр из видео

В программе интервьюер поднимала актуальные темы для нашей страны. По словам психолога, примерно 90% женщин бьют своих детей, хотя понимают что это не воспитание. Специалист утверждает, что такие агрессивные действия связаны с внутренним критиком самих матерей: они наказывают не ребенка, а себя.

«Мамы сравнивают своих детей с ровесниками, потом вбивают себе в голову, что они недостаточно стараются. Те, которые принимают насилие в воспитании детей, эмоционально очень слабые. Внутри каждого человека есть свой внутренний критик. В большинство случаев родитель критикует и ругает ребенка внутри себя», — считает Акмарал Назбиева.

Специалист порекомендовала родителям проработать все обиды и травмы, которые наполняют их.

Родители не задумываются о последствиях телесных наказаний, а через некоторое время даже забывают. Во время терапии пациенты психолога Акмарал Назбиевой заново ощущают боль от наказания в детстве. Она утверждает, что наше тело помнит каждый удар, и привела в пример книгу о психологических травмах «Тело помнит все». 

«После избиения, соответственно, у детей формируется обида на маму. Во время сеанса мы возвращаемся в детство, тогда многие взрослые еще раз переживают боль того времени, ведь тело ничего не забывает», — отмечает психолог.

Во время программы эксперты поделились мнениями о новых изменениях, согласно новому закону, и об ответственности за свои действия при таких обстоятельствах. Социолог Акнур Иманкул привела статистику из мирового рейтинга по избиению детей в семье.

«Мы уверены, что изменения в законодательстве приведут к положительным результатам. Были затронуты самые актуальные темы, например, подталкивание к суициду. Раньше наказывали только за доведение до суицида. Все будет регулироваться в правовом поле. Мы надеемся, что это снизит показатели буллинга, грубости в отношении к детям, потому что иногда дома мать не понимает, насколько сильно она травмирует, буллит своего ребенка», — делится наблюдениями Акнур Иманкул.

По словам социолога, воспитание, которое нам дали, отличается от нынешнего поколения.

«Институт семьи трансформируется, современная молодежь отличается от нас. Ценности поколения Альфа совсем другие: у них своя позиция, свое мнение. Молодые не хотят подчиняться. В нашей стране категории населения разные, учитывая все нюансы. Большинство происшествий связано с недостатком знаний и опыта», — полагает специалист.

Общество считает, что телесные повреждения — это и есть жестокое наказание. Но, по словам экспертов, молчание и игнорирование хуже физических побоев.

«Лучше бить, чем игнорировать ребенка. Молчание — самое суровое наказание для детей. В психологии игнорирование — это и есть безразличие. Соответственно, у ребенка возникнет вопрос: я даже своим родителям не важен, кому я нужен?» — отмечает психолог.

Эксперты считают, что в нынешнее время большинство детей недовольны из-за «идеальной» жизни некоторых сверстников в социальных сетях. Таким образом, они часто травмируют себя, у них снижается самооценка, и это приводит к скоплению обид на родителей.

Современное поколение быстро все изучает и имеет хороший потенциал. Поэтому социолог считает, что родители должны стараться учитывать их мнения.

«Мы должны учиться у них, у нас тоже есть чему научиться. Конечно, многие взрослые не согласны со мной. Они считают, что раз они старше, значит, знают гораздо больше», — продолжает Акнур Иманкул.

В конце программы социолог посоветовал родителям снизить требования к ребенку, потому что это тоже ломает их как личность.  

«И школа предъявляет свои требования, и общество. Семья должна быть самым безопасным местом не только для ребенка, а для всех. Любой человек должен отдыхать в своей семье. А у нас такого нет, мы не понимаем друг друга», — заключила специалист.