Как прошли в Астане последние слушания перед референдумом по АЭС

В столице провели публичные слушания по вопросу строительства АЭС в Казахстане. Докладчики продемонстрировали слайды, акцентируя внимание на плюсах атомной энергетики. Однако атмосфера быстро накалилась: некоторых активистов не допустили к участию, а выступающие жаловались на ограничение их права голоса. Подробнее — в материале ИА «NewTimes.kz».

 

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Слушания по вопросу строительства АЭС в Казахстане привлекли настолько большое количество людей, что многие из них просто не смогли попасть в основной зал. Для тех, кому не хватило мест, организаторы выделили соседнее помещение, где была устроена прямая трансляция. В отличие от предыдущих встреч в Астане участников тщательно досматривали: напитки приносить было запрещено, а сигареты и вовсе предлагали оставить за дверью. 

20 августа в здании Radisson Hotel Astana представители Министерства энергетики, Национального ядерного центра, Института ядерной физики и Казахстанских атомных электростанций презентовали свои доклады, посвященные плюсам атомной энергетики. В течение получаса каждый спикер старался убедить присутствующих в необходимости строительства АХЭС и ее потенциальных выгодах для страны.

Однако, несмотря на усилия докладчиков, атмосфера в зале быстро накалилась. Не все смогли попасть в зал, где проходили обсуждения, что вызвало волну недовольства. Противники строительства АЭС, многие из которых были обеспокоены вопросами безопасности, высказывались, критикуя организаторов за то, что предоставили мало времени для выступления. 

«Вы говорите полчаса, а нам даже не даете договорить!» — прозвучало из зала, где многие присутствующие чувствовали, что их мнение игнорируется.

Главным опасением противников идеи строительства АЭС была безопасность. Одна из участниц подчеркнула, что строительство АЭС несет не только экологические, технологические и финансовые риски, но и может стать предметом военного шантажа. Люди напоминали о трагедии на Чернобыльской АЭС.

Данияр Калиев, один из противников строительства, подчеркнул, что в условиях глобальной нестабильности и угроз безопасности высококонцентрированные источники энергии, такие как АЭС и гидроэлектростанции, представляют собой мишени для атак. Он упомянул о событиях в Украине, где разрушение Каховского водохранилища и постоянная угроза на Запорожской АЭС стали реальной угрозой.

«Никто не может гарантировать, что в Казахстане не случится войны. Мы должны об этом думать и себя обезопасить», — сказал Данияр Калиев. 

Генеральный директор Национального ядерного центра Казахстана Эрлан Батырбеков в своем выступлении коснулся вопроса аварий на атомных электростанциях. Он отметил, что на Чернобыльской и Фукусимской АЭС вопросы безопасности стояли на втором плане, что и привело к катастрофическим последствиям.

«После этих трагических событий мы начали тщательно анализировать каждую аварию и инцидент, произошедшие на атомных установках по всему миру. Этот анализ лег в основу новой философии атомной энергетики, где ядерная безопасность стала приоритетом. В результате были разработаны новые реакторы, оснащенные не только активными, но и пассивными системами безопасности, которые функционируют без необходимости в электричестве. Эти пассивные системы способны автоматически возвращать реактор в безопасное состояние даже при малейшем отклонении от нормальной эксплуатации», — рассказал Эрлан Батырбеков. 

Говоря о новых реакторах поколения III и III+, Батырбеков отметил их оснащение многостадийной, глубокоэшелонированной системой защиты.

«Эти реакторы, — добавил он, — имеют металлическую оболочку вокруг топливного элемента, корпус реактора с толщиной металла 20 сантиметров и двухслойный контайнмент, который способен выдерживать землетрясение 8 баллов, наводнения, ураганы со скоростью до 50 метров в секунду и даже падение самолета весом 400 тонн на скорости 750 километров в час». 

Когда его спросили, кто понесет ответственность за обеспечение этих технологий — Россия, Китай или Франция, Батырбеков ответил, что у него нет предпочтений по этому вопросу.

«Главное, чтобы реактор был референтным, на легкой воде и с достаточной мощностью для покрытия потребностей», — пояснил он.

Остальные факторы, такие как экономика, логистика и локализация, будут обсуждаться на втором этапе, и на основе этих обсуждений примут окончательное решение.

Несмотря на несколько часов напряженных дебатов, соглашение так и не было достигнуто. Эти слушания стали 20-ми и последними в рамках общенациональных обсуждений. Хотя референдум о строительстве АЭС в Казахстане планируется на осень нынешнего года, точная дата еще не определена. Если решение будет принято в пользу строительства, АЭС появится в поселке Улкен Жамбылского района Алматинской области, на берегу озера Балхаш.