Приключения Баурсака и Карузо. О чем пишут детские писатели в Казахстане?

Важность детской литературы сложно переоценить. Именно через книжки у малышей закладывается понимание об этом мире и формируются базовые жизненные ценности. Радует, когда дети читают не только старую добрую классику, но и современную литературу, в которой как зеркале отражается «злоба дня» и современные проблемы общества — как на ладони. Автор ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева поговорила с известной казахстанской писательницей Ксенией Земсковой о том, почему гаджеты — не конкуренты книгам, что вдохновляет ее в творческом ремесле и какие персонажи способны удивить современных детей.

Ксения Земскова (на фото слева) и Елена Клепикова

Ксения Земскова — поэт, детский писатель, преподаватель Открытой литературной школы Алматы, автор трех сборников стихотворений и пяти книг для детей в соавторстве с Еленой Клепиковой.

— Как современные технологии и гаджеты влияют на интерес детей к чтению? Могут ли книги составить конкуренцию виртуальному миру?

— Гаджеты и книги — это разные вещи, их сложно сравнивать. Безусловно, первые ослабляют детский интерес к чтению. Телефоны и планшеты развивают у ребенка клиповое и потребительское мышление. И наоборот, когда дети погружены в чтение, они представляют себе то, о чем рассказывается в книге вплоть до мельчайших деталей. В их воображении рождается особенный сказочный мир, и причиной тому — книга. То есть сам ребенок становится создателем, фантазером, изобретателем, а не только потребителем готового продукта.

— Есть мнение, что современные дети не любят читать. Так ли это на самом деле?

— Все дети разные. Одни любят читать, потому что испытывают тягу к книгам, другие перенимают эту привычку от читающих родителей. Третьим нравятся комиксы. Детям, увлеченным гаджетами, конечно, не до книг, они еще не открыли для себя этот увлекательный мир. Но не стоит грести всех под одну гребенку.

— Книги какого жанра особенно популярны среди казахстанских детей и с чем это связано?

— Мы с моим соавтором Еленой Клепиковой были на встречах в школах и отметили для себя, что младшим школьникам часто нравятся сказки, волшебные истории. Но в то же время их могут заинтересовать и бытовые реалистичные повествования, книги о животных и природе. Дети среднего школьного звена больше любят мистику, «ужастики», фэнтези. Также многие ребята увлекаются комиксами. Мне кажется, это тоже выход. Почему нет? В этом плане вспоминается книга Данниэля Пеннака «Как роман», которая как раз повествует о том, как привить детям любовь к чтению. Она заканчивается правами читателя, которых всего десять, как заповедей. Одна из них гласит: «пусть ребенок читает то, что ему хочется». Нравятся комиксы — значит, надо дать их ребенку. А когда надоест, он будет готов попробовать что-то другое.

— Ксения, как вы выбираете темы и сюжеты для своих книг? Что вас вдохновляет? Расскажите несколько сюжетов из ваших книг.

— Я пишу не только сама, но и в соавторстве с моей коллегой и подругой Еленой Клепиковой. Мне очень нравится писать о животных и окружающем мире, доносить с помощью художественного текста мысль о том, что природа — это наш друг, которым мы восхищаемся и которого нежно бережем и охраняем. Конечно, через забавные истории об этих самых животных и о природе. Сейчас мы с Еленой пишем сборник сказок и рассказов под рабочим названием «Красная книга Семиречья» — об исчезающих видах растений, насекомых, животных нашего края. Также мы часто обращаемся к волшебным сказкам, приключениям, порой — к бытовым историям, магическому реализму, словом, нам интересны разные жанры.

Наша читательская аудитория — это дети и подростки от 6 до 18 лет. У нас с Еленой есть повесть «Между снегом и дождем». Она относится к категории Young Adult 16+ (литература для подростков и молодых читателей — прим. ред.) Это самая автобиографичная наша повесть. В ней студентка-первокурсница влюбляется, дружит, пишет повесть, переживает предательство и разочарование, и учиться прощать.

У нас есть и сказочные приключения, например, «Баурсак и Карузо» — книга, которая, я надеюсь, очень скоро выйдет в издательстве «Зерде». Она повествует о волшебных приключениях персонажа по имени Баурсак, которому помогает сиамский кот Карузо. Они путешествуют по всему свету в поисках необычных кулинарных рецептов, чтобы помочь своему другу, повару Арману. Это книга для детей от 6 лет. Так что мы работаем в разных жанрах.

— Какую роль играет детская литература в формировании нравственных ценностей у детей?

— Детская литература имеет большое значение в этом процессе. Очень важно, чтобы семья была читающая. Когда взрослые любят чтение, их пример способен увлечь детей. Если ребенок никогда не видел родителя с книгой, как он возьмет ее в руки сам? Конечно, все родители хотят, чтобы их дети были дружелюбными, ценили семью и учились любить. Но если автор скажет об этом в своем произведении «в лоб» — ребенок вряд ли захочет читать такой текст. Поэтому в своем творчестве мы стараемся показать ценность дружбы, взаимоподдержки и доброты через сюжет, интересные истории, которые затрагивают и сердце, и ум юного читателя. В первую очередь, книга должна заинтересовать ребенка, и только во вторую, — привить ему непреходящие ценности.

— Ксения, поделитесь, как вы подходите к созданию персонажей, которые могут служить моральными ориентирами для детей?

— Мы и подходим к созданию персонажей, в первую очередь, исходя из того, чтобы ребенку было интересно. Например, главный герой нашей новой книги — это веселый Баурсак, на которого попала «живая вода», он «ожил» и стал активным действующим персонажем в книге. Мы помним пословицу: «хлеб — всему голова», поэтому Баурсак у нас знает все языки мира, он путешествует и помогает раздобыть интересные рецепты в разных странах. Он — неунывающий персонаж, которым движет желание помочь своему другу-коту Карузо и повару Арману. Через веселого озорного персонажа мы стараемся показать, что им движет любовь к ближнему, желание помочь, сострадание.

— Имеют ли возможность дети из сел прочесть ваши книги?

— Наши книги выложены на сайтах различных казахстанских библиотек, их можно там прочитать. В частности, это «Карантинные человечки», «В ритме сальсы», «Тайна синей паутины». Когда у нас выходят книги в рамках грантов, стараемся обязательно отправить их по всем областным библиотекам Казахстана. Поэтому дети могут прочитать наши книги и онлайн, и в библиотеках. В небольших селах вряд ли, но в областных центрах — да.

— Чему, на ваш взгляд, должен научить писатель свою юную аудиторию, увлекая ее в захватывающий мир литературы?

— Я бы не ставила вопрос о том, «чему должен научить». Мне кажется, все должно рождаться из интереса. Сначала юного читателя увлекает фантазия автора, он открывает для себя новый волшебный мир и начинает знакомиться с вопросами морали, любви, дружбы, взаимопомощи и т.д. Если писатель хочет заинтересовать современного ребенка своим произведением, сначала он наблюдает — а как нынешние дети взаимодействуют с миром в наше время? Какие трудности испытывают, с чем сталкиваются в повседневной жизни, в школе, на улице, дома? А потом уже думает над сюжетом — как помочь современным детям адаптироваться к этому миру?

Что посоветовать через художественный текст, что подсказать, чтобы ребенок на своем опыте проверил и убедился, что действовать, исходя из добрых побуждений — это приятнее и легче, чем из каких-либо других. Как говорил выдающийся философ: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем». И задача детского писателя — не научить ребенка чему-либо, а лишь напомнить ему про моральный закон внутри него самого, про совесть и сердце, к которым он может обратиться в любой жизненной ситуации.