«Стимулирует задумываться о финансовом планировании»: эксперт о программе «Нацфонд – детям»

В начале года казахстанским детям, рожденным в 2006-м и позже, начали перечислять выплаты по программе «Нацфонд — детям». Какие страны используют подобный опыт? Поможет ли инициатива повысить уровень финансовой культуры казахстанцев? Ответить на эти вопросы мы попросили главного эксперта отдела мониторинга общественного мнения Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Гулназ Касимову, передает ИА «NewTimes.kz». 

Фото из личного архива Гулназ Касимовой

Программу «Нацфонд — детям» можно назвать одним инструментов реализации потенциала молодого поколения, считает Гулназ Касимова.

Она отметила, что переходный период, который пережил Казахстан в первое десятилетие после обретения независимости, способствовал резкому падению рождаемости в стране с традиционно высокими показателями. 

«Рекордно низкий суммарный коэффициент рождаемости зафиксирован в 2000 году — по данным статистики 1,8. После чего наблюдался постепенный, но стабильный рост показателей. В 2023 году суммарный коэффициент рождаемости составил 3,05, а на начало 2024 года доля несовершеннолетних детей составила 34,1% от общей численности населения. Высокая рождаемость, омоложение структуры населения — это те ключевые тренды, на которые стоит обратить внимание. В совокупности они могут стать «окном возможностей» для Казахстана, но для этого требуются качественный человеческий капитал. Одним из инструментов реализации потенциала молодого поколения является программа «Нацфонд — детям», запущенная в начале года. Ее основная идея — это откладывание средств на долгосрочные цели, такие, как образование и улучшение жилищных условий», — считает Гулназ Касимова.

По мнению эксперта, эффективность реализации и влияние программы зависит от совокупности факторов.

«Во-первых, она должна сопровождаться мерами по повышению финансовой грамотности населения, в том числе через уроки финансовой грамотности в школе; во-вторых, необходимо уделять внимание просвещению граждан через общественные обсуждения; в-третьих, граждане должны иметь возможность получать финансовое консультирование о возможностях накоплений. Тогда программа «Нацфонд — детям» сыграет важную роль в создании более стабильного и финансово грамотного общества», — говорит эксперт.

Мы попросили ее привести в пример страны, где работают похожие программы по созданию накоплений для детей.

«Сингапур запустил программу Baby Bonus Scheme. Она также включает сбережения на образование в рамках Child Development Account (CDA), куда государство вносит средства. Деньги можно использовать для оплаты обучения или медицинских нужд ребенка. В Великобритании действует программа Junior Individual Savings Account (ISA), позволяющая родителям и государству откладывать деньги на будущее ребенка. В Канаде действует программа Registered Education Savings Plan (RESP), которая дает возможность родителям открыть сберегательные счета для образования своих детей с участием государства. Государство вносит дополнительные деньги в виде грантов (Canada Education Savings Grant), которые можно использовать только для оплаты высшего образования. Все эти программы поддерживают долгосрочные цели — улучшение жизненных условий детей, в том числе в сфере образования и жилья», — уточнила Гулназ Касимова.

Она добавила, что один из плюсов программы «Нацфонд — детям» — снижение одномоментной финансовой нагрузки на родителей, в особенности, для многодетных семей. Такие программы стимулируют родителей задумываться о сбережениях и финансовом планировании.

«Семьи откладывают средства в течение длительного времени, что позволяет безболезненно подходить к вопросу получения образования. Программы, подобные «Нацфонд — детям», направлены на сокращение разрыва между социальными группами, предоставляя равные возможности для накоплений на будущее. Это особенно важно для семей с низким доходом, которые имеют ограниченные возможности для сбережений. Также инвестиции в образование через такие программы способствуют созданию более компетентной и конкурентоспособной рабочей силы. Кроме того, это изменение ценностных установок населения и формирование социально ответственного общества, в котором забота о будущем становится нормой», — считает эксперт.

К слову, одна из новостей, которую родители узнали после запуска программы — то, что накопленные средства можно будет использовать для оплаты обучения не только в казахстанских, но и в зарубежных вузах.

«Возможность выбора между казахстанскими и зарубежными вузами говорит лишь о вариативности образовательных траекторий. Подобная гибкость позволяет студентам выбирать подходящий для их карьерных планов путь и специализацию. С другой стороны, обучение за границей дает не только академические знания, но и уникальный культурный и жизненный опыт. Это развивает у студентов гибкость мышления, навыки адаптации к новым условиям, межкультурного взаимодействия, что крайне важно в условиях глобального мира. Тем не менее, важно, чтобы данная инициатива сопровождалась мерами поддержки для возврата выпускников на родину после окончания учебы, чтобы они могли внести знания и опыт на благо и развитие страны», — резюмировала Гулназ Касимова.