Что будет со спортивным маркетингом в Казахстане при запрете рекламы букмекеров?

Сегодня индустрии спортивного маркетинга, как и любым другим отраслям, тесно связанным с рекламой, приходится претерпевать серьезные изменения. Причина — введение новых законодательных норм в Казахстане, которые теперь диктуют новые правила игры, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: unsplash

Как адаптироваться к этим требованиям, найти эффективные способы продвижения своей продукции в условиях ужесточаемых ограничений, одновременно соблюдая законность, пишет caravan.kz.

Речь об этом шла во время семинара по спортивному маркетингу, который состоялся в Астане.

Потому как, например, тот же букмекерский бизнес — важная часть спортивной индустрии. А еще это огромные суммы налоговых отчислений в бюджет и немалая доля благотворительности в стране.

Поправки в закон, которые вступили в силу 9 сентября, затронули ряд важных аспектов, связанных с рекламой букмекерских контор и тотализаторов. И одной из ключевых задач этого закона стало ужесточение требований к рекламным кампаниям, и особенно тем, которые касаются наружной рекламы и продвижения в интернете. Поскольку, по мнению участников семинара, который прошел в Астане и на котором как раз-таки и были затронуты все эти непростые вопросы, «позиция инициаторов законопоправок невыполнима». Да и предложенная трактовка оставляет желать лучшего, так как минимум вводит в заблуждение как участников рынка, так и прочих казахстанцев.

При этом инициаторы законопоправок наверняка полагали, что ограничение видимости и агрессивного продвижения легальных букмекерских контор может снизить риски возникновения игровой зависимости у населения, особенно у молодежи.

Однако на этапе разработки законопроекта не было представлено никаких хоть сколько-нибудь научных исследований, доказывающих связь между объемом рекламных материалов и увеличением случаев лудомании, как и не было учтено значительное присутствие рекламы нелегальных азартных игр и пари в интернете. Несмотря на все эти недочеты, поправки все-таки были приняты, и теперь приходится иметь дело с новой реальностью.

Об этом своим мнением в ходе семинара поделился президент Ассоциации саморегулируемой организации букмекеров Казахстана Рауан Кенжалин.

«Хочу отметить, что букмекерский бизнес тесно связан со спортом, так как те события, на которые можно заключать пари, у нас законодательно ограничены лишь спортивными мероприятиями. Вместе с тем букмекерский бизнес также связан разнообразными контрактами — спонсорскими, маркетинговыми, и мы являемся партнерами на протяжении многих лет. Соответственно, есть необходимость как в разъяснении данных норм, так и в решении проблем. Например, таких, как неоднозначное толкование ряда запретов, норм, особенно касающихся размещения рекламы в социальных сетях и т. д. Ведь если толковать данные нормы с юридической точки зрения согласно последним поправкам, то запрещается реклама в массмедиа. Но, как мы знаем, в прошлом году был принят Закон «О массмедиа», также у нас есть Закон «О рекламе» плюс был принят Закон «Об онлайн-платформах». И каким же образом, исходя из буквального значения, данный запрет распространяется только на массмедиа (а это СМИ, интернет-ресурсы, различные печатные издания и т. п.)? Потому как те же онлайн-платформы — это те же самые интернет-ресурсы с возможностью обмена сообщениями, фото, видео и т. д. Это Instagram, Telegram-каналы, Facebook и т. п. Но, если исходить из буквального толкования, на них запрет не распространяется. Хотя все понимают тот факт, что названные интернет-платформы на сегодняшний день являются самыми распространенными», — подчеркнул эксперт.

При этом основное бремя административной ответственности несут распространители рекламы, то есть маркетинговые рекламные компании, на которых может быть наложен штраф в размере от 60 (если это физлицо) до 400 МРП (если это крупная компания). Итог — издержки рекламного бизнеса, репутационные и правовые риски.

Не стоит забывать о том, что маркетинговый рынок — развивающийся, он только начал формироваться, и именно спортивный маркетинг занимает определенную и важную социальную нишу, потому как во многом легальным источником благотворительного финансирования в Казахстане являются как раз-таки букмекерские конторы. 

Им необходимо, во-первых, соблюдать принятые ограничения, а во-вторых, максимально использовать разрешенные форматы. Например, внутри зданий и сооружений, в СМИ со 100%-ным спортивным контентом, зарегистрированных в МКИ РК. Также разрешена реклама во время прямых трансляций спортивных мероприятий на ТВ. Но при этом маркетинговому сообществу в дополнение ко всему не помешало бы объединиться для налаживания диалога с государственными органами, регуляторами.

«Тем более что ряд поправок трактуется весьма неоднозначно, не с учетом реалий и специфики маркетинговой деятельности и работы рекламных компаний. Они не отрегулированы до конца. То же относится и к содержанию рекламы, тесно связанной с легальными компаниями игорного бизнеса и огромным рынком нелегального, который в Казахстане также имеет место быть. И который просто-таки заполнен, в отличие от легального рынка, «серым» рекламным контентом, массово распространенным в Интернете. Это множественные онлайн-казино, различные виды игр iGaming на деньги и т. п. И они ведь зачастую дислоцируются за пределами Казахстана. К слову, до настоящих поправок была возможность определять хоть как-то, что контент регулируется соответствующими органами, а сейчас этого нет», — поясняет Рауан Кенжалин, предлагая объективно оценить данную ситуацию, обратившись также к международному опыту.

Он добавил, что в 2019 году в Италии были введены аналогичные ограничения, которые наблюдаются сегодня в Казахстане. Тот же повсеместный запрет на наружную рекламу, в том числе на транспорте, за исключением спортивных зданий и сооружений, спортивных мероприятий. Это привело к тому, что 18,5 млрд евро за 2020 год (через год после введения ограничительных поправок) прошли через нелегальную онлайн-платформу.

«По оценкам итальянской Ассоциации игр и ставок, это также свелось к тому, что в совокупности все ставки и активности игроков на 75% ушли в нелегальное поле, на «черный рынок». Прослеживались аналогичные негативные последствия и в Германии после того, как там в 2021 году тоже ввели поправки, связанные с временными ограничениями, содержанием рекламы и т. д., и которые привели к сокращению объема легальных ставок на 12,8 %, а также падению налоговых поступлений с 2 млрд евро до 413 млн. В таких цифрах бюджет этой страны недосчитался того дохода, который приносил легальный сектор игорного бизнеса. Более того, тогда же в Германии было замечено увеличение нелегальных активностей на 65%», — говорит президент ассоциации.

Возвращаясь к разговору о Казахстане — к чему может привести подобное, очевидно, что «это также увеличит долю нелегального игорного рынка и сократит налоговые поступления».

«Например, если сегодня букмекерский легальный рынок в год перечисляет порядка 100 млрд тенге налогов, то в вышеуказанном случае бюджет эти деньги попросту недополучит. Но главное, самым негативным последствием будет утрата государственного контроля над данным сектором бизнеса. А принятые законопоправки не только не решат социальных проблем с той же лудоманией, но, напротив, могут усугубить и усугубят ее только еще больше. И, чтобы хоть как-то решить данный вопрос, нужно сделать так, чтобы нелегальные платформы стали невыгодными для привлечения казахстанского пользователя. Для этого надо применить два инструмента в совокупности — четкое и точечное блокирование подозрительных операций, ссылок, сайтов, связанных с нелегальным бизнесом, совместив это с установлением адекватных инструментов регулирования, выявленных с помощью диалога легального игорного бизнеса с государственными органами, соблюдая при этом баланс интересов общества, государства и бизнеса», — заключил Рауан Кенжалин.