Носили ли казашки шекелік 100 лет назад, или это якутское украшение? Мнение историка

Украшение шекелік, ставшее трендом среди современных казашек, вызвало споры в социальных сетях. Одни утверждают, что 100 лет назад казашки его не носили, и это якутское украшение, другие, напротив, считают его исконно казахским амулетом, оберегающим от злых духов. Редакция ИА «NewTimes.kz» обратилась за комментарием к старшему научному сотруднику Национального музея РК Бакытгуль Нургожиной. 

Фото: иллюстрация создана с помощью нейросети (ИИ)

Недавно шекелік стал предметом бурных обсуждений в TikTok. В одном из видео блогер опубликовала фото девушки, у которой украшение закрывало лоб. Автор ролика заявила, что шекелік древние казахи не носили. В качестве аргумента она привела древнее поверье, согласно которому лоб, дарованный Тенгри, нельзя было закрывать волосами или аксессуарами, так как это отталкивает удачу. Фразу «счастье на лбу» автор трактовала как указание на то, что закрытие лба может уменьшить благополучие человека.

В интервью для ИА «NewTimes.kz» старший научный сотрудник Национального музея РК Бакытгуль Нургожина помогла разобраться в вопросах происхождения украшения под названием шекелік и поделилась знаниями о его многогранном значении, исторических корнях и роли в современной культуре.

«Шекелік является частью культурного наследия сразу нескольких народов Евразии, в том числе казахов, якутов, народов Кавказа и Средней Азии. Однозначно утверждать, что оно принадлежит только якутам, нельзя, поскольку тюркские народы вели кочевой образ жизни и активно обменивались культурными элементами, в том числе и украшениями. Точно сказать, кому принадлежит шекелик, также не представляется возможным. Народам Евразии было свойственно взаимное влияние, культурный обмен, и шекелік — это результат такой культурной взаимосвязи».

Читайте также: Развеян миф о традиционном казахском украшении шекелік. 

Эксперт рассказала, откуда среди казахских девушек пошла мода носить шекелік. 

«В XIX веке, с началом урбанизации и ростом городской культуры, национальные костюмы и украшения стали постепенно выходить из моды, особенно в городах. Сегодня же шекелік снова обрел популярность, и это объясняется возрождением интереса к культурному наследию. Украшение стало символом казахской идентичности, и современные девушки носят его как часть своих корней и традиций».

— Какие еще существуют казахские височные украшения? Как они называются, выглядят, что означают?

— Шекелік — это одно из самых известных казахских височных украшений. Казахские шекелік бывают трехчастными, монолитными, треугольными, прямоугольными. Они могли иметь дополнительные звенья на концах, цепочки, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как коралл, бирюза, сердолик, что отличает их от якутских аналогов. Основное значение этих украшений — защита их носителя. Серебро, из которого изготовляли шекелик, выполняло апотропейную функцию, то есть защищало от злых духов.

— Какие есть казахские поверья и традиции, связанные с ношением головных украшений?

— Казахи всегда считали голову священной частью тела, требующей особой защиты. Головные украшения, такие как шекелік, были обязательными для женщин. Они символизировали не только красоту, но и защищали носительницу от негативного влияния. Например, считалось, что серебряный звон шекелика отпугивает злых духов. Казахская традиция предписывала, что отсутствие украшений на женщине могло указывать на траур.

— Что есть общего в культуре якутов и казахов?

— Оба народа ценили серебро и использовали его в создании украшений, активно применяли технику чернения, эмали, позолоты, а также ковку и литье. Тем не менее, главное отличие казахских украшений заключается в использовании камней, которые якутские украшения практически не включали. Украшения у якутов более монолитные, а казахские шекелік часто украшены камнями, что делает их более яркими и выразительными.

— А какие существуют сходства казахских украшений с украшениями других народов?

— Помимо якутов, шекелік имеет параллели с украшениями народов Кавказа и Средней Азии. В Узбекистане, например, такие украшения были более филигранными, с преобладанием камней разных цветов. Все это подчеркивает взаимное влияние культур народов Евразии и богатство их ремесленного наследия.