Казахстанские автосалоны получили предупреждение от АЗРК

Антимонопольное агентство Казахстана приняло меры для защиты прав покупателей, столкнувшихся с навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и услуг, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Агентство по защите и развитию конкуренции.

Фото: top-news.kz

Агентством по защите и развитию конкуренции приняты меры антимонопольного реагирования в отношении компаний: «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и других, за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг.

В результате вмешательства АЗРК были приняты антимонопольные меры против автодилеров, замеченных в навязывании потребителям дополнительного оборудования и услуг. Это помогло сократить практику принудительных продаж, которые увеличивали общую стоимость автомобилей и ограничивали выбор потребителей.

В 2022 году с запуском новой программы льготного автокредитования на фоне дефицита новых автомобилей многие казахстанцы столкнулись навязыванием автодилерами дополнительного оборудования и аксессуаров таких как сигнализация, коврики, дефлекторы, защита картера и другие элементы.

Автосалоны требовали от покупателей приобретения этих опций, зачастую предлагая «ускоренную» (срок поставки сокращался с шести до трех месяцев) поставку автомобиля, в случае согласия на покупку дополнительного оборудования на сумму до 2 млн тенге.

Данная практика в большинстве случаев приводила к существенному увеличению окончательной стоимости автомобиля.

К примеру, одним из официальных дилеров «Toyota» в г. Алматы реализовано более 82% автомобилей с установкой дополнительного оборудования, стоимость которого достигала 3 млн тенге. Наценка на определенные категории превышала 200%.

При покупке автомобиля в кредит некоторые дилеры обязывали клиентов страховать жизнь и здоровье, что противоречит нормам Гражданского кодекса (статья 806 ГК РК - обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина ни законодательными актами РК, ни договором).

Также распространены случаи навязывания сервисного обслуживания у официального дилера, с запретом на замену моторного масла и иных расходных материалов в сторонних сервисных центрах.

Снятие с гарантийного обслуживания при осуществлении регламентных работ в сторонних автосервисах, без подтверждения возникновения неисправностей автомобиля в следствие данных работ, является недобросовестной предпринимательской практикой.

В целом, вышеуказанные действия дилеров, препятствуют конкуренции и отрицательно влияют на рынок, поскольку покупатели лишены возможности приобретать такое же дополнительное оборудование или обслуживаться у сторонних поставщиков, включая детейлинг-центры, специализированные магазины или сервисные центры, тем самым снижая их объемы продаж.

Сравнительный анализ показывает, что цены у сторонних поставщиков таких товаров и услуг в среднем ниже на 20-30%.

Напомним, ранее сотрудников алматинского автосалона отправили в ИВС за мошенничество в крупном размере. Десятки алматинцев остались без своих автомобилей. Люди говорят, они отдали их компании, которая обещала машины продать. При этом хозяева, не задумываясь, переоформили авто на директора организации. В итоге деньги так и не получили, а сотрудники автосалона перестали выходить на связь.

Агентством по защите и развитию конкуренции приняты меры антимонопольного реагирования в отношении компаний, таких как «Моторная компания «Астана моторс», «Orbis Auto», «Mercur Autos», «Toyota Tsusho Kazakhstan», «Автоцентр Актобе», «Zhayik Motors», «Евразия Моторс Шымкент» и других, за навязывание дополнительного оборудования, аксессуаров и иных услуг.

«В последние годы, особенно с запуском льготных программ автокредитования и на фоне дефицита новых автомобилей, многие покупатели сталкивались с требованием приобретать дополнительные опции, такие как сигнализация, коврики, защита картера и другие аксессуары. В некоторых случаях покупателям предлагали "ускоренную" доставку авто, если они соглашались на покупку этих опций, что могло увеличить цену на 2 миллиона тенге», – пишет Tengri Auto. Примечательно, что, по данным агентства, у некоторых дилеров более 80% автомобилей реализовывалось с дополнительными опциями, стоимость которых могла достигать 3 миллионов тенге, а наценка на отдельные категории превышала 200%. Кроме того, были случаи, когда дилеры обязывали клиентов оформлять страховку жизни и здоровья, что противоречит нормам Гражданского кодекса. Также распространены ситуации, когда дилеры требовали обязательного обслуживания у них и запрещали замену масла и расходных материалов в сторонних сервисах. В случае отказа клиента от таких условий дилеры могли угрожать снятием автомобиля с гарантии, даже если использование услуг сторонних сервисов не влияло на работоспособность автомобиля. Подобные действия препятствуют развитию конкуренции, так как покупатели лишаются возможности выбирать услуги и товары других поставщиков. Анализ показывает, что услуги и оборудование у независимых поставщиков в среднем на 20-30% дешевле, что могло бы снизить расходы для автолюбителей.
 

«В последние годы, особенно с запуском льготных программ автокредитования и на фоне дефицита новых автомобилей, многие покупатели сталкивались с требованием приобретать дополнительные опции, такие как сигнализация, коврики, защита картера и другие аксессуары. В некоторых случаях покупателям предлагали "ускоренную" доставку авто, если они соглашались на покупку этих опций, что могло увеличить цену на 2 миллиона тенге», – пишет Tengri Auto. Примечательно, что, по данным агентства, у некоторых дилеров более 80% автомобилей реализовывалось с дополнительными опциями, стоимость которых могла достигать 3 миллионов тенге, а наценка на отдельные категории превышала 200%. Кроме того, были случаи, когда дилеры обязывали клиентов оформлять страховку жизни и здоровья, что противоречит нормам Гражданского кодекса. Также распространены ситуации, когда дилеры требовали обязательного обслуживания у них и запрещали замену масла и расходных материалов в сторонних сервисах. В случае отказа клиента от таких условий дилеры могли угрожать снятием автомобиля с гарантии, даже если использование услуг сторонних сервисов не влияло на работоспособность автомобиля. Подобные действия препятствуют развитию конкуренции, так как покупатели лишаются возможности выбирать услуги и товары других поставщиков. Анализ показывает, что услуги и оборудование у независимых поставщиков в среднем на 20-30% дешевле, что могло бы снизить расходы для автолюбителей.

Использование материалов сайта ktk.kz допускается при наличии гиперссылки непосредственно на Материал, которая должна быть расположена в первом или втором предложениях текста Материалов тем же шрифтом, что и основной текст.