«Слышащее государство»: какими онлайн-прощадками для жалоб и предложений пользуются казахстанцы

Одна из задач концепции «Слышащее государство» — оперативное реагирование на запросы жителей. Обращения для ответственных служб, включая сферу ЖКХ, медицину, безопасность можно оставить онлайн на нескольких площадках. О них — в материале автора ИА «NewTimes.kz».

Фото: pexels/иллюстративное

 Служба 109

Сегодня почти во всех регионах Казахстана работают центры оперативного реагирования 109. В эту службу жители сообщают об открытых люках, опасных стаях бродячих собак в городах и жилых массивах, коммунальных авариях, в том числе порывах в подвалах многоэтажек, неработающих лифтах, задержку общественного транспорта, нарекания к работе поликлиник, неисправных уличных фонарях, оголенных электропроводах на улице и т.д. Операторы 109 передают заявку в коммунальные службы.

В случае, если нарушения не устраняют, жители напоминают о них вновь, подкрепляя свои слова свежими фотографиями. Заявку в службу 109 можно оставить по телефону или в социальных сетях.

Статистика их поступления в регионах разная. К примеру, в Костанае с начала года в единый контакт-центр мониторинга и оперативного реагирования iKomek109 поступило более 80 тысяч обращений. В большинстве случаев, а это 60,5% жители обращались за консультацией, вопросы отработаны с первого звонка.

«Это показывает повышение вовлеченности горожан в развитие города Костанай», — считают в контакт-центре.

Львиная часть обращений касалась электроснабжения, дорожной инфраструктуры, санитарной очистки и вывоза мусора, водоснабжения, уличного освещения. Также жители обращались по поводу подтоплений, работы общественного транспорта, канализации.

«Количество обращений касательно электроснабжения города выросло на 40% с 5282 до 8794, дорожной инфраструктуры на 25% с 4313 до 5697», — отметили в контакт-центре. А вот в Астане в iKOMEK109 по различным каналам связи ежедневно поступает 8 тысяч обращений.

В соцсетях контакт-центра ведут рубрику под названием «Как вам помог iKOMEK109?», где публикуют фото жалобы и результат их устранения ответственными службами — закрытые люки, осушенные участки дорог, приведенную в порядок брусчатку, и т.д.

«Принятие и обеспечение обратной связи о проводимых результатах по обращениям граждан — одно из приоритетных направлений нашей деятельности», — отмечают в столичном «iKOMEK109».

Кроме того, для проведения более качественного мониторинга безопасности в «iKOMEK109» прикомандировали столичных полицейских, вместе с которыми с начала года здесь выявили более 17 тысяч правонарушений. Тексты обращений жителей публикует на своих страницах в соцсетях Единый контакт-центр акимата города Шымкент. Вот несколько примеров заявок горожан.

«Поликлиника поставила самодельный и очень небезопасный шлагбаум. Там очень много людей и детей ходят. И, вообще, на каком основании они закрывают проход? Там вход во двор. Сами заезжают под арку, будто там крытый гараж их. Людям не пройти, а уж тем более с коляской», — пишет один из жителей. В другом случае люди жалуются на таксистов, которые устроили во дворе жилого дома «стоянку» и нарушают спокойствие жильцов. «Таксисты ожидают своих пассажиров и высаживают их с машин в нашем дворе. Также таксисты и пассажиры ходят в туалет около нашего дома и за мусорные контейнеры. Продолжают с собой привозить мешками мусор в наши мусорные баки. Таксистов разгоняют только после наших звонков участковому или 102. Без установки знаков не обойтись, прошу установить знаки», — говорится в обращении.

А другой житель обратил внимание на грубое обращение контролеров на общественном транспорте с несовершеннолетними пассажирами.

«Сегодня был свидетелем неприятной ситуации, как контролерши компании Толем в автобусе 43 из-за отсутствия школьной карты отругали. Пристыдили ребенка публично. Бедного мальчика заставили рыться в сумке и карманах, чтобы он нашел деньги. Я все понимаю: перед законом все равны. Но никто не отменил человеческий фактор, ведь они тоже матери. Вообще-то их учат, как правильно вести себя с людьми», — говорится в обращении.

Жители улицы Самаркан просят решить вопрос с освещением.

«По нашей улице ходить опасно, темно. Рано утром дети идут в школу и возвращаются поздно», — пишут жители. Среди заявок немало тех, что касаются дорожной инфраструктуры. «По улице Адырбекова рядом с детским садом «Адиюша» поставили знак пешеходного перехода, а разметку на дороге не сделали. Водители категорически не хотят останавливаться. Мы добивались данного перехода много лет, так как каждый день водим детей в детский садик. Прошу помочь с данным вопросом, чтобы мы могли безопасно переходить дорогу», — просят жители.

Открытые НПА

На портале «Открытые НПА» публикуют проекты нормативно-правовых актов, законопроектов, которые можно обсудить. Чтобы оставить комментарий и высказаться по тому или иному проекту, нужно зарегистрироваться на сайте. Процесс обсуждения нормативно-правого акта описан на главной странице.

«Государственный орган рассматривает поступившие замечания и предложения и публикует позицию ГО (госорган — прим. ред.)», — отмечается на портале.

Все нормативно-правовые акты, опубликованные для ознакомления и обсуждения, разделены по категориям — семья, социальное обеспечение, налоги, имиграция, образование, здравоохранение и т.д. В числе НПА из сферы медицины — проект документа «Об утверждении стандарта организации оказания стоматологической помощи в Республике Казахстан». Статистика показывает, что у документа более 9 тысяч просмотров и около 300 принятых комментариев.

«Прошу разрешить дантистам и зубным врачам лечить все виды осложненного кариеса. У многих многолетний опыт работы», — отмечается в одном из комментариев.

«Разрешить на законодательном уровне зубным врачам, дантистам лечить осложненный кариес (пульпиты, периодонтиты). Это жизненно важно для народа РК. Люди имеют право получать своевременно квалифицированную стоматологическую помощь. Стоматологов не хватает, особенно в моногородах, сельской местности, в регионах. Люди не должны страдать из-за нехватки кадров», — указывается в другом комментарии.

Под мнением — ответ Минздрава РК с текстом: «Ваш комментарий принят к рассмотрению».

На главной странице портала — статистика об актуальном количестве проектов НПА, находящихся на публичном обсуждении и данные о количестве комментариев за весь период. А также можно увидеть список самых обсуждаемых проектов НПА и недавно добавленных в архив. Проекты НПА, размещенных в 2024 году, относятся к разным сферам. Это документы с предложением создании в структуре МВД нового департамента по борьбе с киберпреступностью, сократить сроки назначению госпособий по инвалидности по причинам общего заболевания или трудового увечья, включить вейпы в список предметов и веществ, которые запрещено вносить в организации образования и на их территорию, продвигать равные права и возможности мужчин и женщин на 2024–2027 годы и др.

Epetition.kz

В апреле этого года в Казахстане запустили официальную платформу epetition.kz для подачи онлайн-петиций epetition.kz. Создать петицию и присоединиться к ней могут только граждане РК, указано на главной странице сайта. Авторы одной из петиций предложили расширить возможности инватакси, задействовав популярный агрегатор такси. По их словам, это поможет восполнить нехватку транспорта и даст возможность воспользоваться услугами инватакси в любое время суток, учитывая непредвиденные ситуации. Например, когда речь идет о срочном выезде в социальные объекты.

«Иногда инватакси может не приехать на заказ, может опоздать; невозможно воспользоваться услугами инватакси в позднее вечернее, ночное и раннее утреннее время, кроме экстренных ситуаций. Сейчас практически невозможно воспользоваться услугой инватакси, что создает неудобства и порой оставляют в опасности лиц с инвалидностью», — отмечается в тексте петиции.

В другой петиции авторы предлагают увеличить количество гидропостов, утверждая, что это позволит более точно отслеживать состояние водных ресурсов и более эффективно управлять ими. В другом документе предлагается обновить верхнюю Каскеленскую трассу — одну из основных въездных магистралей Алматы. По словам авторов петиции, сегодня качество полотна оставляет желать лучшего.

«Дорога узкая, со стороны города разбитая — можно ехать в один ряд. Когда едут в город в утреннее время, машины стоят на трасе по часу и более. Вечером картина обратная — пробки из Алматы в Каскелен. В результате срываются графики маршрутов общественного транспорта, оказывается негативное влияние на воздушный бассейн, затрачивается большее количество времени жителей пригородной зоны», — указывается в тексте.

Усилить административную ответственность за нарушение режима тишины — такое предложение также есть в списке онлайн-петиций. Сообщается, что концерты и фестивали на открытом воздухе в теплое время года и громкая музыка из увеселительных заведений не дают людям выспаться, особенно на выходных. В качестве решения предлагается проводить концерты и фестиваля подальше от жилого фонда, а для развлекательных заведений, если они находятся в жилых зданиях и на территориях близ жилой застройки, установить иной режим работы.

В статье: