Депутат Мажилиса Сергей Пономарев подверг критике министра транспорта Марата Карабаеву за состояние транспортной инфраструктуры в Казахстане, передает ИА «NewTimes.kz».
Депутат Мажилиса Сергей Пономарев подверг критике министра транспорта Марата Карабаеву за состояние транспортной инфраструктуры в Казахстане
На заседании Мажилиса депутат Сергей Пономарев обратился к министру транспорта Марату Карабаеву с критикой текущего состояния транспортной инфраструктуры и деятельности министерства. В частности, Пономарев отметил серьезные проблемы в железнодорожной отрасли и авиации.
«Я прослушал ваш доклад — предлагаем, сделаем, запустим и чем дальше срок, тем красивее цифры. Я, к сожалению, вашего оптимизма не разделяю: состояние жд-инфраструктуры ужасающие — 61% износа локомотивов, небо над республикой мы бездарно теряем в пользу государств-соседей. Давно от нас ушли такие мировые гиганты как Lufthansa, KLM в угоду нашим монополистам Air Astana и SCAT. Зато можем похвастаться, что у нас самые опаздывающие, при этом не извиняющиеся авиакомпании и самый дорогой лоукостер», – отметил мажилисмен.
Депутат также выразил сомнения в эффективности развития транзитного потенциала Казахстана.
«Из вашего доклада я цитирую: «Для нашей страны с ее уникальным географическим положением транзит может стать новой точкой экономического роста». Так почему же он не стал? Мы что независимость только вчера получили или 30 лет назад? За последние 10 лет мы только одну дорогу построили до срока и без увеличения изначальной стоимости — это БАКАД, и то, потому что ее строили иностранцы. Отечественые компании тормозятся «Казавтожолом», стоимость проектов завышается, сроки продливаются бесконечно», – продолжил депутат.
Особое внимание Пономарев уделил вопросу завышения стоимости проектов и затягивания сроков и напомнил о многолетней проблеме разрушенной дороги к БАО (Большой Алматинский озеру), которая обеспечивает питьевой водой Алматы.
«В июле Банк развития Казахстана выделил «Казавтожолу» 450 млрд тенге, но неизвестно сроки возврата этих сумм и условия. Озвучьте, пожалуйста, какова долговая нагрузка у компании, как планирует рассчитываться. Мы не видим, что министерство заинтересовано в работе с иностранными инвесторами. Вопрос, почему иностранные дорожники строят многократно быстрее, без пересмотра срока и цены, а также качественнее.
И второе — крошечная, но стратегически важная автодорога, связывающая Алматы с БАО, которое обеспечивает питьевой водой город, а дорога служившая 50 лет обрушилась в пропасть три года назад. Промоины достигают 50 метров, дорогу просто закрыли, проект капитального ремонта разработан еще в 2021 году и получил положительное заключение. Когда она будет отремонтирована и может быть потом передать ее на баланс города, раз вы не можете обеспечить ее ремонт?»
Отвечая депутату, Марат Карабаев отметил, что для ремонта дорог выделенные средства используются эффективно благодаря удешевленным процедурам.
«По БАО я попрошу преда комитета точно ответить. По двум вашим вопросам — какая долговая нагрузка и как мы собираемся возвращать. В целом да, мы 435 млрд получили в долг, базовая ставка +0,75%, потому что брали в разных валютах. Второе — это средства направлены на средний ремонт, который в 10 раз дешевле реконструкции и капремонта. И строить их будут в два раза быстрее, потому что не нужно ПСД, только ведомственная экспертиза.
Что касается иностранных инвесторов, почему они быстрее строят. Нет, у нас есть инвесторы, которые строят дорогу «Астана-Алматы» — никак быстрее не строят. Наша задача наоборот, самое главное, обеспечить, чтобы в тендерных процедурах именно казахстанские предприятия были главными подрядными организациями. Для этого комплекс мер принимается. Вопрос в чем? Казахстанские не могут участвовать в проектах, финансируемых международными фининститутами, потому что оборот компаний допустим требуется свыше 100 млн долларов. Нет таких компаний в Казахстане, поэтому мы дробим участки либо сейчас провели успешные переговоры с банками, если в консорциуме есть казахстанская компания, то предоставляется скидка», – сказал министр.