25 декабря 2024 года самолет Embraer E190, выполнявший рейс из Баку в Грозный, разбился недалеко от аэропорта Актау в Казахстане. Авиасудно принадлежало «Азербайджанским Авиалиниям» (AZAL). ИА «NewTimes.kz» рассказывает о других катастрофах этой авиакомпании.
28 января 1992 года в разгар конфликта в Нагорном Карабахе гражданский вертолет Ми-8, принадлежавший AZAL, ббыл сбит выстрелом из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) армянскими силами при заходе на посадку в городе Шуша. Вертолет перевозил пассажиров из Агдама, среди которых были женщины и дети.
Все находившиеся на борту — от 30 до 47 человек по разным данным — погибли. Командир вертолета В. В. Серёгин сумел отвести горящий аппарат от жилых районов Шуши, за что был посмертно удостоен звания Национального Героя Азербайджана. Министерство национальной безопасности Азербайджана расценило происшествие как террористический акт. С армянской стороны утверждалось, что вертолет мог перевозить вооружение, что привело к его поражению.
5 декабря 1995 года самолет Ту-134, выполнявший рейс из Нахичевани в Баку, потерпел крушение вскоре после взлета. Причиной стала техническая неисправность: отказ одного из двигателей. Бортмеханик по ошибке отключил второй, исправный двигатель, что лишило самолет тяги. Командир экипажа попытался совершить вынужденную посадку, но самолет столкнулся с препятствием и загорелся.
Из 82 человек, находившихся на борту, погибло 52. Эту авиакатастрофу в Азербайджане считают самой страшной с начала независимости страны.
15 мая 1997 года учебный полет самолета Як-40 в Гяндже закончился трагедией. Во время маневра самолет был случайно обстрелян солдатами, проводившими стрельбы на полигоне неподалеку. Пули попали в кислородные баллоны на борту, что привело к пожару.
Самолет потерял управляемость и столкнулся с землей. Все шесть членов экипажа, включая проверяющих и пилотов, погибли.
23 декабря 2005 года Ан-140, следовавший из Баку в Актау, потерпел крушение через несколько минут после взлета. Из-за отказа авиагоризонтов экипаж потерял ориентацию в условиях ночного полета и сложных метеоусловий. Самолет вошел в неконтролируемое снижение и упал в Каспийское море.
Все 23 человека на борту, включая 18 пассажиров и 5 членов экипажа, погибли. Эта катастрофа стала переломным моментом для компании: после нее AZAL полностью вывела из эксплуатации самолеты Ан-140.
12 августа 2010 года Airbus A319, выполнявший рейс Баку — Стамбул, сошел со взлетно-посадочной полосы при посадке в аэропорту имени Ататюрка.
Читайте также: Авиакрушение в Актау: текстовая трансляция
Самолет получил значительные повреждения: были разрушены передняя стойка шасси и двигатели. Несмотря на масштаб повреждений, все пассажиры и члены экипажа остались целы.
Напомним, ранее сообщалось, что самолет, летевший из Баку в Грозный, упал 25 декабря близ аэропорта Актау.
На место крушения самолета прибыли 52 человека личного состава и 11 единиц техники МЧС Казахстана. Они уже ликвидировали пожар на месте происшествия.
Минздрав готовит борты санитарной авиации.
По последним данным, в МОБ доставлены 14 пострадавших, из них 5 человек с тяжелыми травмами госпитализированы в реанимацию. В ОДБ поступило двое детей в возрасте 11 и 16 лет.