Из-за излишней бюрократии этнические казахи не могут вернуться на историческую родину. Дело в том, что миграционная полиция Казахстана требует от репатриантов справку, которую не выдают в Китае, передает 31 канал.
Мухтарбек Салиулы два года назад вместе с родными переехал в Казахстан из Китая. С женой они получили вид на жительство. Вот только переселить сноху вместе с полуторагодовалым внуком в Алматы не получается. Местные чиновники для того, чтобы принять документы на гражданство, требуют принести справку о несудимости и подтверждение отказа от гражданства Китая.
«В Китае мы хотели получить справку об отказе от гражданства, но в полиции нам сообщили, что такой документ выдается лишь в том случае, если нас в качестве граждан примет Казахстан. Иначе мы просто можем оказаться на улице, если здесь не примут», — рассказал он.
Тем временем, общественники в очередной раз бьют тревогу. Согласно их данным, за 24 года независимости в страну вернулось около миллиона казахов. Пик приходился до 2011 года, когда законы были более лояльны. Но три года назад, отмечает политолог Расул Жумалы, чиновники подкорректировали нормативы. С тех пор от этнических казахов, как и от других беженцев, требуют справку о несудимости из страны прибытия.
«Они месяцами ездят между Казахстаном и Китаем, обивают пороги - не дают им эти справки. Они продлевают визу, чтобы пребывать здесь каждый раз. Наличие у гражданина Китая паспорта автоматически по законам Китая - то, что он не привлекался к уголовной ответственности», — пояснил он.
Как выяснилось, проблемы по возвращению домой есть не только у китайских подданных, но и у казахов Афганистана и Ирана, заявил председатель общества «Қазақ тілі» Ерден Кажыбек. В связи с чем общественники требуют внести поправки в закон о миграции.
«В таких государствах, как Иран, Афганистан до настоящего времени все граждане казахской национальности не являются полноценными гражданами. Они там проживают в статусе беженцев. Они не пользуются многими льготами наравне с другими. У них очень тяжелое положение и огромное желание вернуться в Казахстан», — сообщил он.