Штрафы за нарушение водного законодательства повысят в Казахстане

Депутаты Мажилиса на пленарном заседании приняли во втором чтении Водный кодекс с сопутствующими поправками. Документ ушел на рассмотрение сената, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Мотивируя необходимость принятия кодекса, депутат Павел Казанцев припомнил события последних лет – засуху, которую сменили масштабные паводки.

«Эти события подчеркнули важность реформирования системы управления водными ресурсам», – заявил мажилисмен. 

Документом заложены пять основных принципов:

  • усиление роли воды как неотъемлемой части окружающей среды, основы жизнедеятельности населения и экономического развития;
  • экономическая ценность водных ресурсов при их использовании;
  • комплексное использование поверхностных и подземных водных ресурсов;
  • эффективное и рациональное водосбережение;
  • привлечение общественности к решению задач по охране и использованию водного фонда.

«Новый кодекс предусматривает разработку Генерального плана интегрированного управления водными ресурсами и бассейновых планов. Данные документы станут ключевыми при управлении водными ресурсами. Также предусматриваются обязательства по проведению многофакторного обследования и разработки деклараций безопасности для потенциально опасных гидротехнических сооружений, систематизированы вопросы ведения их реестра», – указал парламентарий. 

Кодекс предлагает также создание технических систем водоснабжения с целью сбережения и сохранения водных ресурсов и недопущения использования питьевой воды для технических нужд.

Речь идет в том числе об оборотном использовании воды автомойками и промышленными предприятиями. 

Сопутствующим проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях» предусматривается повышение штрафных санкций за нарушение права государственной собственности на водный фонд, правил охраны водного фонда и содержащихся в нем водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения, непроведение соответствующих мероприятий, в том числе, по сокращению объемов забора и потерь воды, поэтапному переходу на оборотное и повторное водоснабжение, внедрению наилучших имеющихся технологий, санации поверхностных водных объектов, нарушение правил ведения первичного учета водных ресурсов и их использования и так далее.

«В целом, повышение штрафных санкций считаем обоснованным, поскольку действующие размеры штрафных санкций не мотивируют физических и юридических на соблюдение требований законодательства, сейчас гораздо дешевле заплатить штраф, чем выделять средства на их соблюдение», – пояснил Казанцев.