Гражданский сектор Казахстана стал своего рода мостом между обществом и государством, а многие проекты неправительственных организаций — частью повседневной жизни. О роли и задачах таких объединений и почему НПО одними из первых реагируют на проблемы в обществе — в материале ИА «NewTimes.kz».
— Как вы оцениваете уровень вовлеченности жителей в решение проблем в обществе?
Дмитрий Полтаренко, президент Гражданского Альянса Карагандинской области, директор ОО «Граждане Казахстана»:
— Постепенно гражданская позиция и понимание возможности сделать полезное для своей страны растет. Какая-то часть общества по-прежнему не заинтересована в социальном развитии, потому что проще обвинять кого-то в существующих проблемах. Но следует понимать, что в том числе от каждого из нас зависит развитие общества. Вклад — это не критика и не о том, как все плохо. Важно предлагать механизмы решения проблем.
— Есть ли проекты, которые предлагают жители?
— Среди инициатив неравнодушных граждан преобладают социальные и культурные направления: поддержка многодетных семей, детей с ограниченными возможностями, межэтническое и межконфессиональное взаимодействие, развитие спорта, культурные мероприятия.
В Карагандинской области работает Клуб религиозных объединений. Это площадка для обсуждений для представителей разных конфессий. В поправки в закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» одобрили и утвердили шесть предложений, которые выдвинуло объединение.
— Какие проекты неправительственных объединений также зарекомендовали себя?
Руководитель Центра разрешения конфликтов «Диалог» Татьяна Савицкая:
— Один из реализованных социальных кейсов — открытие школы приемных родителей. Случаев, когда приемные родители возвращали детей в детские дома, становилось все больше. Процедура оформления была регламентирована, но органы опеки могли проверить только формальные моменты: есть ли у усыновителей квартира, постоянная работа, наличие медсправок и т.д.
Мы предложили, что необходимо год изучать психологические портреты потенциальных родителей. Внешне к семьям не придерешься — все подтверждено документами, но при глубоком изучении личности профессиональные психологи видят тревожные «звоночки».
Также с органами опеки мы внедрили внесудебное урегулирование по медиации для семейных пар, которые разводятся. Это помогает избежать длительных судебных тяжб и процедур, где страдают, прежде всего, дети.
— Какие проекты для поддержки женщин и детей реализуют НПО?
Ирина Жданова, руководитель ОО «Центр развития и социальной помощи населению «Мой дом»:
— Общественное объединение основано в Темиртау в 1996 году. 20 лет мы реализуем социально важные проекты. Инициативная группа помогала наркозависимым, ВИЧ-инфицированным, оказывала им психологическую поддержку. При ОО был открыт кризисный центр для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Кто-то приходит к нам после освобождения из мест заключения. Они растеряны и не знают, как жить вне колонии — родственникам не нужны, на работу не принимают. Мы обучаем их, помогаем трудоустроиться, предоставляем прописку, помогаем восстановить документы, оформить пособие для детей. Однажды помогли оформить наследство.
— Можете ли вы привести такой пример?
— Зачастую тем, кто обращается к нам, нужна не просто помощь, а внимание и забота. Однажды в центр пришла женщина с ребенком. Ей негде было жить. Она была очень обозлена, каждое слово воспринимала с агрессией. В один из таких эмоциональных всплесков я подошла и просто крепко ее обняла.
обычный жест поддержки, но и он способен приободрить человека. Впоследствии женщина приложила максимум усилий, чтобы состояться. Сейчас она работает, накопила на небольшую, но свою квартиру.
От автора. НПО — это не про заработок, говорят общественники, а про желание, чтобы наши дети жили в здоровом обществе. По их словам для более эффективной работы гражданского сектора нужен закон об НПО, где будут регламентированы возможности неправительственных организаций.