В казахстанской транспортной отрасли разгорелся громкий конфликт, передает ИА «NewTimes.kz».
Депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы – он же Болатбек Алиев, человек с весьма неоднозначной биографией – в интервью журналисту Вадиму Борейко обрушился с критикой на председателя Комитета автотранспорта Министерства транспорта Алтая Али. Формально – из-за проблем с международными грузоперевозками. Но за этой «борьбой за справедливость» будто бы слишком ясно проступают личные интересы.
Кто такой НажметдинулыЕще до избрания в парламент в 2023 году он был известен под фамилией Алиев и успел отметиться коррупционным приговором, от наказания по которому его спасла амнистия. После этого он вернулся в бизнес и госслужбу, а в парламент зашел уже под новой фамилией.
До Мажилиса Алиев возглавлял транспортную компанию «Dala-Trans», сейчас оформленную на брата. Еще одна семейная фирма – «DALA-FRUIT.KZ» – также работает в сфере грузоперевозок.
Возможный повод для атакиВ беседе с Борейко депутат резко прошелся по комитету и лично по Алтаю Али: от обвинений в «коллапсе» из-за блокировки международных «дозволов» для 167 компаний до критики «архаичной» бумажной системы разрешений и слабого контроля за иностранными водителями.
По его словам, Казахстан «захлестывают» дальнобойщики из Беларуси и России, работающие без казахстанских «карточек допуска».
В материалах журналиста Михаила Козачкова прямо указывается: запросы депутата в МВД и Минтранс совпадают с интересами его семейного бизнеса. Если иностранцев выдавят с рынка, конкуренция снизится, а позиции «Dala-Trans» и «DALA-FRUIT.KZ» усилятся. И это уже не первый пример, когда депутаты лоббируют законы, напрямую выгодные своим фирмам.
Цена такой «защиты»Меры, которых требует Нажметдинулы, могут ударить по всей экономике. По данным Международного союза автотранспорта IRU, в мире уже не хватает 3,6 млн дальнобойщиков. Если иностранцев быстро выдворить, значительная часть казахстанских грузовиков просто встанет – работать будет некому. Компании начнут переводить юрлица в другие страны, а налоги утекут из бюджета. И все это – на фоне задачи президента увеличить грузовой транзит через Казахстан.
Другой важный момент – у стран ЕАЭС единый рынок труда. Массовое изгнание граждан Беларуси и России по инициативе одного депутата может обернуться дипломатическим скандалом. Но в своих выступлениях Нажметдинулы этот аспект не затрагивает.
«Хочу – казню, хочу – милую»Особое раздражение депутата вызвала сцена, когда Алтай Али объявил «разовую амнистию» нарушителям на совещании перевозчиков. Нажметдинулы заявил, что председатель комитета не имеет права «прощать» без решения суда или прокурорского акта, и сравнил его с царем, который решает судьбы по личной прихоти.
Что же в сухом остатке? Болатбек Нажметдинулы публично позиционирует себя как защитник казахстанских перевозчиков и отрасли в целом. Но его биография, прежние коррупционные эпизоды и тесная связь с семейным транспортным бизнесом создают слишком много поводов для сомнений.
Его требования могут привести не только к уходу конкурентов с рынка, но и к реальному транспортному кризису, снижению налоговых поступлений и осложнению отношений с партнерами по ЕАЭС. И все это – в угоду инициативам, которые, как минимум, совпадают с интересами компаний, связанных с депутатом.
В таких условиях вопрос звучит иначе – речь идет о защите национального рынка или о частной игре за государственный счет? И, возможно, ответ на него гораздо важнее для экономики, чем громкие парламентские выступления.