Дизайнер Салтанат Абдилдаева выиграла судебное дело против ТОО «Zardozi», учредителем которого является Жанна Кан. Поводом для разбирательства стал иск компании о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданный после публичных заявлений Салтанат, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом в Instagram сообщила сама Салтанат Абдилдаева, опубликовав видеобращение. По ее словам, суд признал иск со стороны ТОО «Zardozi» необоснованным и вынес решение о выплате компенсации в пользу дизайнерa.
«Мы вместе с юристом Асель Ахметовой отстояли данный процесс. Решением Медеуского районного суда в удовлетворении исковых требований ТОО “Zardozi” было отказано в полном объеме. В части судебных расходов, составивших 1 миллион тенге, суд постановил взыскать с ТОО “Zardozi” частично 420 тысяч тенге. Не согласившись с решением по сумме взысканных расходов, мы подали апелляционную частную жалобу, которая на данный момент еще не рассмотрена», – рассказала Салтанат.
Девушка также заявила, что после завершения процесса у нее была возможность подать отдельный иск по факту нарушения авторских прав – за то, что Жанна Кан вышла в ее наряде на свадьбе в Мексике, а также за использование ее эскизов в еще одном показе. Однако, по словам Салатанат, она решила не продолжать судебные разбирательства, предпочтя направить энергию на творчество и развитие новых проектов.
История конфликта между «Zardozi» и дизайнером Салтанат Абдильдаевой.
Конфликт между дизайнером Салтанат Абдилдаевой и брендом Zardozi развернулся вокруг участия молодого дизайнера в конкурсе Next Design Award, организованном Visa Fashion Week. Салтанат стала призером конкурса и выиграла право на коллаборацию с брендом Zardozi, принадлежащим Жанне Кан. Победа предполагала совместное создание коллекции и признание авторства дизайнера, однако реальность оказалась далека от первоначальных ожиданий.
Коллекция Салтанат была посвящена женщинам, которые нашли в себе силы преодолеть пережитое насилие, что полностью соответствовало идеологии бренда Zardozi – Be Woman, направленной на поддержку женщин. Однако, юридического соглашения между дизайнером и брендом не заключили. Несмотря на то, что бренд неоднократно запрашивал у Салтанат реквизиты для выплаты гонорара, этих данных не было предоставлено, а коллаборация рассматривалась как творческий процесс без формального договора.
18 октября прошлого года Салтанат записала видеообращение в соцсетях, где рассказала о конфликте. Так, по ее словам, в ходе работы над коллекцией она сталкивалась с критикой со стороны Жанны Кан: многие эскизы отвергались как слишком сложные или непопулярные. Важный этап – утверждение макетов перед пошивом – был нарушен: изделия шили сразу на готовое, что привело к ошибкам в конструкции и форме. Дизайнерка даже вручную изготавливала тканевые цветы для коллекции, хотя это не входило в ее обязанности, и обучала швей их делать. Эти действия, по словам Салтанат, демонстрируют ее профессионализм и преданность проекту, несмотря на физическую травму пальца, полученную во время конкурса.
Проблемы усугублялись различиями в понимании роли дизайнера. Бренд ожидал, что Салтанат будет присутствовать на всех этапах – от выбора тканей до рекламных съемок, – однако дизайнер уделяла проекту меньше внимания из-за собственного проекта Sako. В результате бренд утвердил только четыре ее эскиза, а остальная коллекция была реализована командой Zardozi, при этом утверждалось, что работы Салтанат якобы были заимствованы с Pinterest.
Несмотря на завершение работы, имя Салтанат не упоминалось ни на афишах, ни на экранах, ни в социальных сетях, что противоречило первоначальным обещаниям бренда. Более того, изделия дизайнера демонстрировались на мероприятиях при участии Жанны Кан, что усилило ощущение игнорирования авторства. После показа в Алматы Салтанат получила предложение принять участие в Visa Fashion Week в Ташкенте, однако отказалась из-за несоответствия условий и отсутствия признания.
Жанна Кан, в свою очередь, в начале февраля этого года дала интервью журналистке Динаре Сатжан, где изложила свою версию происходящего.
«Вопрос не в деньгах, вопрос в справедливости... Эта сторона оклеветала принародно мое имя, имя нашей компании, это, конечно, репутационные риски… Я выгляжу в соцсетях, благодаря этой девушке, кидалой», – сказала Жанна.
После выхода интервью волна хейта от казахстанцев обрушилась не только на Жанну Кан, но и на саму Динару Сатжан. Пользователи обвиняли журналистку в том, что она поддержала «удобную сторону», записав интервью лишь с одной из участниц конфликта.
В ответ Динара Сатжан отметила, что позиция Салтанат была представлена в самом начале истории. По ее словам, общественность, как правило, встает на сторону того, кто первым нападает – намекая на дизайнера.
В результате 13 февраля ТОО «Zardozi» подало иск к Салтанат Абдильдаевой по ст. 143 «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Однако уже 30 апреля суд признал требования компании необоснованными и постановил взыскать с нее компенсацию.
Напомним, в октябре этого года Жанна Кан оказалась в центре скандала из-за форума BeWoman в Алматы.