В 2024 году в Аргентине по запросу Национального бюро Интерпол МВД Казахстана был задержан Андрей Хазбулатов, передает ИА «NewTimes.kz».
Летом 2024 года он был объявлен в международный розыск антикоррупционной службой Астаны по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 189 Уголовного кодекса Республики Казахстан — присвоение или растрата вверенного имущества в особо крупном размере. По версии следствия, Хазбулатов подозревается в незаконном присвоении денежных средств на сумму более 196 млн тенге.
Генеральная прокуратура Республики Казахстан в ответ на запрос редакции сообщила, что после задержания Хазбулатова на территории Аргентинской Республики в компетентные органы этой страны был направлен официальный запрос о его выдаче.
Однако на сегодняшний день решение по экстрадиции не принято. В Генпрокуратуре пояснили, что Конвенцией о выдаче от 26 декабря 1933 года (Монтевидео) конкретные сроки рассмотрения экстрадиционных запросов не установлены. В связи с этим вопрос выдачи Хазбулатова будет рассматриваться аргентинской стороной в соответствии с её национальным законодательством.
Ранее также стала известна судьба учреждения, которое возглавлял Хазбулатов. Речь идёт о Казахском научно-исследовательском институте культуры, который в 2019 году был продан государством частной компании «Номад Синема». Позднее прокуратура установила, что приватизация была проведена с нарушениями, и в 2024 году суд признал сделку незаконной. Решение вступило в законную силу.
Несмотря на идущие судебные разбирательства и очевидность возврата института государству, в июне 2024 года руководство ТОО «КазНИИК» продало главное здание института в Алматы вместе с земельным участком компании «Транзит Проект» за 5 млн тенге, тогда как, по данным надзорного органа, реальная стоимость объекта превышала 350 млн тенге. Этот факт не был отражён в материалах суда.
Прокуратура подала новый иск, и суд Алматы признал указанную сделку недействительной, указав, что имущество было отчуждено незаконно и в ущерб экономическим интересам государства.
В результате здание и земельный участок возвращаются в государственную собственность, а обе компании обязаны уплатить государственную пошлину. В надзорном органе отметили, что работа по защите государственной собственности находится на особом контроле и будет продолжена.