Повышение доверия населения к государству

Состоялось аппаратное совещание под руководством председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрата Кожамжарова, передает ИА «NewTimes.kz».

На повестке дня рассмотрены следующие вопросы:

1. О принципах внедрения проектного менеджмента в систему государственного управления (Докладчик: и.о. заведующего кафедры "Государственное управление и государственная служба" Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, доктор экономических наук, профессор Ерешев Бауыржан Турсынбекович)

2. Об итогах работы Агентства по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственной службе (Докладчик: руководитель управления дисциплинарно-административной практики и государственных услуг Агентства Мусин Максат Кабдугалиевич)

3. О результатах работы Антикоррупционной службы по линии административной практики (Докладчик: руководитель Оперативного управления Департамента досудебного расследования Агентства Тажибаев Жасулан Кенжебаевич)

1. О принципах внедрения проектного менеджмента в систему государственного управления

На XVI съезде партии "Нур Отан" Президент Республики Казахстан, Председатель партии Н.Назарбаев отметил: "Я знаю, что важные государственные программы и проекты "страдают" из-за некомпетентности отдельных чиновников различного уровня."

Поставленная задача вхождения Казахстана в число 30 конкурентоспособных государств мира на фоне вызовов текущего времени актуализирует необходимость ускорения темпов внедрения проектного менеджмента во все сферы жизнедеятельности государства.

Его особенность и преимущество в том, что он ориентирует на непрерывное отслеживание и сопровождение всего инвестиционного цикла от поиска идеи до получения прибыли.

Эта идея была подхвачена бизнесом в частном секторе, а с последнего времени и в квазигосударственном секторе, то есть большинство национальных компаний приняли и начали переходить на принципы проектного менеджмента. Однако, в государственном управлении внедрение проектного менеджмента остается на низком уровне.

Подтверждением сказанного является оценка международных экспертов, которые утверждают, что в Казахстане при реализации государственных программ результативность по ключевым индикаторам достигается только лишь на 40 процентов.

По отчетам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан за 2014 г. запланированные объемы требуемых бюджетных средств не стыкуются с целями и задачами программных документов, установлены факты недостижения запланированных индикаторов и показателей. Финансовые нарушения выявлены на сумму 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано лишь по 2 государственным и 15 отраслевым программам 56 млрд. тенге.

Внедрение проектного управления позволит исключить вышеуказанное нарушение и значительно снизить коррупционные риски, экономический эффект составит 30%[1].

Во время системного кризиса и спада мировой экономики, актуально перевести реализацию всех государственных программ на принцип проектного менеджмента.

Главным акцентом в реализации государственных программ и проектов должны стать экономическая и социальная рентабельность, эффективность вложенных ресурсов, открытость, прозрачность и подотчетность потребителям услуг, снижение коррупции, повышение доверия населения к государству.

Проектный менеджмент – инструмент управления, при котором достигается цель в рамках заданного бюджета, времени и качества. Успех внедрения проектного менеджмента обеспечат наличие: инициации, детализированного планирования, управления изменениями, прозрачность всего проекта.

Преимущество внедрения Проектного менеджмента в государственном секторе позволит обеспечить гибкости в принятии решений, внедрением риск-менеджмента, контролем за качеством проекта и его логическим завершением.

Использование IT-программного обеспечения позволяет осуществлять полный контроль на всех этапах реализации проектов и программ, что значительно снижает коррупционные риски.

В современных условиях самым успешным примером внедрения проектного менеджмента в государственное управление является Великобритания. Родоначальником внедрения программ социальных преобразований был экс Премьер-Министр Тони Блэр. В дальнейшем идея внедрения проектного менеджмента в государственном управлении была поддержана правительством Дэвида Кэмерона.

В 2011 г. было создано Агентство по реализации национальных проектов, подотчетное напрямую офису Премьер-Министра Великобритании. Цель создания Агентства – поддержка реализации Портфеля Крупных Государственных Проектов. Агентство несет ответственность за контроль и повышение качества реализации государственных программ и проектов, в его компетенцию входит независимая оценка проектов, сбор и хранение информации о реализации сложных проектов, предоставление доступа к ней профессионального сообщества, экспертная и информационная поддержка проектных команд, развитие компетенций лидеров проектов.

Согласно отчета 2015 года в портфеле Агентства находится 188 проектов, общий бюджет которых составляет свыше 489 млрд. фунтов стерлингов, длительность реализации портфеля – 40 лет, проведена корректировка 21 крупных рисковых проектов, из которых 18 были вновь введены в состав эффективных (проекты повышенного риска в части неэффективной реализации).

Опыт Великобритании внедрен в Сингапуре, Канаде и Новой Зеландии, где создаются такие же структуры по контролю и мониторингу государственных проектов.

Показательна также ситуация в Китае, успехи в развитии экономики которого за последнее десятилетие международные эксперты связывают в том числе и с масштабным внедрением проектного менеджмента. Жесткие требования предъявляются к государственным служащим Китая, где в реализации проектов с участием государства должны быть задействованы только сертифицированные проектные менеджеры. В Китае проведена сертификация более 500 тыс. менеджеров проектов. В провинции Шанхая сформирован Исследовательский Комитет Проектного Менеджмента.

В США к управлению проектами допускаются только те госслужащие, которые прошли обучение и получили соответствующие сертификаты по проектному менеджменту.

Успех многих стран, достигших значительных темпов экономического роста, связывают с внедрением национальных стандартов, которые объединяют лучший мировой опыт и концентрируют лучшие практики проектного менеджмента.

Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан принят Национальный стандарт Республики Казахстан "Руководство по управлению проектами" который вступает в силу с 1 января 2016 г. (СТ РК ISO 21500).

Повышение эффективности государственного аппарата трудно представить без внедрения в практику современных методов.

Для этого в структуре Академии 2014 году создан Центр проектного менеджмента, целью которого, является выработка конкретных рекомендаций по внедрению проектного подхода в систему государственного управления.

Центр проектного менеджмента Академии провел интервью с сертифицированными проектными менеджерами с целью выявить причину медленного темпа внедрения проектного менеджментав государственное управление Казахстана. По их мнению, главным риском они считают не восприятие и противодействие со стороны отдельных государственные служащих, которые сразу поняли опасность прозрачности всех программ и проектов и отсутствии схем для получения незаконной прибыли. Это самые убежденные – тайные противники проектного менеджмента.

Также, одним из рисков можно назвать недостаточный уровень квалификации государственных служащих, задействованных в процессе планирования, отсутствие необходимых знаний и навыков в сфере проектного менеджмента, которые формируют его профессиональные компетенции.

Для успешного внедрения проектного менеджмента в государственное управление необходимо, прежде всего провести обучение госслужащих его основам. Именно поэтому созданный Центр проектного менеджмента Академии нацелен на разработку соответствующих обучающих программ и их внедрение в практику обучения. Это очень большая и масштабная работа, которую Академия начала при поддержке проекта Европейского Совета, Регионального хаба в сфере государственной службы, Всемирного банка, группы Tony Blair Associates.

Работу по обучению Академия начала с ноября 2014 года понимая, что к этому вопросу следует подойти системно. Академия обучила, группу специалистов Центра проектного менеджмента. Проведено 7 обучающих семинаров, в т.ч. 4 – с участием международных экспертов. Результатом было успешная сдача экзаменов на международную сертификацию по Великобританскому стандарту PRINCЕ-2 за счет средств ипри поддержке проекта Европейского Союза, а также специальные курсы повышения квалификации по обучению преподавателей (Training of Trainers) в одном из ведущих центров Великобритании.

12–14 мая т.г. был проведен специальный семинар для государственных служащих корпуса "А" на тему "Проект-менеджмент в государственном управлении", в котором приняли участие акимы городов и районов, председатели комитетов министерств, заведующие отделами Канцелярии Премьер-Министра РК. Семинар провел ведущий эксперт-практик из Великобритании Пол Энтони Брэдли, генеральный директор компании SPOCE Project Management Ltd.

Перед Центром поставлена задача не только обучать государственных служащих, другое перспективное направление – создание "пула" экспертов, которые смогут проводить мониторинг проектов и консультировать администраторов программ, что даст мультипликативный эффект. На наш взгляд, внедрение проектного управления в деятельность государственных органов скажется на эффективности государственных программ и проектов.

Для внедрения Проектного менеджмента в РК предлагается:

Внедрение проектно-ориентированной системы управления, которая будет декомпозирована на проекты на примере пилотного министерства с разработкой Дорожной карты внедрения.

Обучить до 2017 г. всех государственных служащих, занятых в управлении государственными программами и проектами, Проектному менеджменту.

Создать базу аккредитованных экспертов и аккредитованных преподавателей (тренеров), имеющих право оказывать консалтинговые и образовательные услуги для государственных органов.

Внедрение проектного управления в деятельность государственных органов скажется на эффективности государственных программ и проектов. Особенно это важно при реализации таких масштабных проектов с международным участием, как "EXPO – 2017", президентской программы "Нурлы жол" и других глобальных проектов, которые намечено реализовать в Казахстане.

Поэтому существует настоятельная необходимость во внедрении проектного менеджмента в систему государственного управления и разработки национального стандарта по опыту других стран, в частности Великобритании.

Успешность государственных программ и проектов зависит от степени внедрения проект – менеджмента на государственном уровне и централизованной их координации и управления.

2. Об итогах работы Агентства по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение законодательства о государственной службе (статья 99 КоАП)

С 1 января текущего года Агентством согласно новому Кодексу об административных правонарушениях, составляются протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 99 Кодекса (нарушение законодательства о государственной службе).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 99 Кодекса является нарушение требований Правил проведения конкурса на занятие административной государственной должности и формирования конкурсной комиссии, по части 2 статьи 99 Кодекса – нарушение требований процедуры увольнения административных государственных служащих и оснований прекращения административной государственной службы, указанных в Трудовом кодексе, Законе "О государственной службе" и Правилах наложения дисциплинарных взысканий.

За совершение указанных нарушений предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере 30 и 60 МРП соответственно.

По итогам 10 месяцев текущего года территориальными департаментами Агентства возбуждено 84 административных дела.

Всего по состоянию на 1 ноября 2015 года по административным взысканиям поступило в бюджет 2 564 888 тенге.

Изучение судебных решений (постановлений) по административным делам показало, что в основном к административной ответственности по части 1 статьи 99 Кодекса привлекались за следующие нарушения Правил проведения конкурса на занятие административной государственной должности:

– допуск к собеседованию лиц, не соответствующих квалификационным требованиям;

– нарушение сроков принятия документов;

– допуск к собеседованию кандидатов с не заверенными нотариально документами;

– истребование документов, не предусмотренных Правилами;

– нарушение трехдневного срока рассмотрения документов кандидатов;

– нарушение процедуры собеседования с кандидатами (фиксирование в протоколе собеседования фактически не участвовавшего лица, не ознакомление с протоколами собеседования, оформление собеседования нескольких кандидатов одним протоколом);

– не утверждение перечня вопросов.

При этом, за вышеуказанные нарушения привлекаются к административной ответственности все члены конкурсной комиссии государственных органов.

Наряду с этим, к административной ответственности привлекались отдельные должностные лица государственных органов за следующие нарушения Правил:

– отсутствие запроса по резервистам;

– отсутствие наименования государственного органа и информации о наблюдателях в тексте объявления;

– неразмещение списка кандидатов на интернет-ресурсе;

– неознакомление с протоколом собеседования;

– неразмещение в установленные сроки списка и решения комиссии о допуске к собеседованию;

– возврат документов кандидатов не прошедших отбор без их заявлений.

В данном случае, субъектами административных правонарушений явились отдельные ответственные должностные лица, так как осуществление указанных функций не относится в компетенции конкурсной комиссии (в частности руководители и сотрудники служб управления персоналом).

Кроме того, имеются факты, когда к ответственности привлечены председатели конкурсных комиссий и руководители государственных органов за нарушение пункта 41 Правил (участие в конкурсе 3 членов комиссии из 5) и п.16 Правил (нарушение требования по формированию комиссии, т.е. менее 5 членов комиссии в составе).

За текущий период по части 2 статьи 99 Кодекса (неправомерное освобождение лиц с административных государственных должностей) рассмотрено 3 административных дела (на рассмотрении суда 1 административное дело).

Из них по 2-м административным делам руководители государственных органов привлечены к ответственности за увольнение сотрудников с занимаемых должностей без проведения служебных расследований (нарушение пункта 19 Правил наложения дисциплинарных взысканий) и 1 руководитель госоргана привлечен за увольнение с занимаемой должности без соответствующего заявления по собственному желанию.

С учетом того, что функция по составлению административных протоколов по статье 99 Кодекса об административных правонарушениях возложена на Агентство только в текущем году, ведомством продолжается обобщение и анализ судебной практики.

По итогам года планируется обобщенную практику по регионам с примерами различного применения судами норм Кодекса об административных правонарушениях направить в Верховный суд для выработки единого подхода.

3. О результатах работы Антикоррупционной службы по линии административной практики

Одним из действенных инструментов профилактики и предупреждения коррупционных проявлений является пресечение административных правонарушений.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Антикоррупционной службе подведомственны 25 статей Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, в том числе 5 коррупционных составов.

В целом, за отчетный период Антикоррупционной службой выявлено 182 административных правонарушения, из них 84 – это коррупционные правонарушения.

Следует отметить положительную динамику выявления коррупционных административных правонарушений в сравнении с прошлыми годами, их рост увеличился в 4 раза (в 2012г. – 26, в 2013г. – 23, в 2014г. – 23).

Антикоррупционной службой выработан ряд инициатив для проработки вопросов в рамках отдельного законопроекта по совершенствованию административного законодательства.

В частности, это касается синхронизации коррупционных составов в уголовном и административном кодексах, а также корректировки подведомственности административных правонарушений.

Так, внесены предложения:

– о переводе статьи 173 КоАП "Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность" по аналогии с Уголовным кодексом в категорию коррупционных, о наделении Агентства правом составления протоколов по правонарушениям, предусмотренным статьей 680 КоАП ("Непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией"), как специального органа, реализующего политику в сфере противодействия коррупции (согласно действующего законодательства правом составления протоколов по данной статье наделены лишь органы военной полиции и прокуратуры).

– об исключении статьи 158 КоАП ("Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров или услуг, а также незаконное использование чужого фирменного наименования") из подведомственности антикоррупционной службы.

– о внесении дополнений в диспозицию статьи 681 КоАП ("Принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление").

Рассматриваемая статья предусматривает административную ответственность руководителя любой из указанных в диспозиции статьи организаций, принявшего на работу лиц, совершивших коррупционные преступления.

Вместе с тем, согласно статьи 240-1 Трудового Кодекса на работу в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, национальные управляющие холдинги, национальные институты развития, национальные холдинги и национальные компании, а также их дочерние организации на должность, связанную с исполнением управленческих функций, не может быть принято лицо, ранее совершившее коррупционное преступление.

Таким образом, если лицо, осужденное за коррупционное преступление, будет выполнять не управленческие функции, оно может быть принято на работу в вышеперечисленные организации, в то время как в соответствии со статьей 681 КоАП руководителя организации следует привлекать к административной ответственности уже за сам факт принятия на любую должность лица, совершившего коррупционное преступление.

В этой связи, в целях выработки единообразной практики применения норм административного и трудового законодательства, Агентством предложено дополнить диспозицию статьи 681 КоАП, словами "связанную с исполнением управленческих функций".

Проработка вышеуказанных вопросов положительно отразится на эффективности работы по линии административной практики.

В статье: