Он делает историю

Сегодня казахстанцы отмечают День Первого Президента Республики Казахстан. Этот праздник, учрежденный в год 20-летия Независимости нашей страны по инициативе депутатов, занимает особое место в истории современного Казахстана. В этот день 23 года назад народ Казахстана впервые реализовал свое суверенное право на выбор Главы государства.

Состоявшиеся 1 декабря 1991 года всеобщие выборы Президента Казахстана, в которых приняли участие 88,23% граждан страны, – незабываемое предисловие новейшей истории республики, один из важнейших столпов общеказахстанского единства. Напомню, что победа Нурсултана Назарбаева была абсолютной: за него проголосовали 98,78% казахстанцев.

Тогда, на рубеже эпох, народ Казахстана возложил на Нурсултана Абишевича Назарбаева великую ответственность и великие обязанности. И все эти годы наш Президент несет эту историческую миссию с отцовской мудростью Елбасы и просвещенной сыновней любовью к своему народу.

Он является Лидером, идеи которого рождают надежды, укрепляют веру и мобилизуют интеллектуальную энергию и добрую волю сограждан на исторические свершения, на единство многонационального народа. Таково во все времена предназначение выдающихся и прогрессивных лидеров, имена, модели государственного устройства, политика которых входят сегодня в анналы мировой истории.

Тогда, 23 года назад, он убедил нас в том, что нет ничего невозможного для 15 млн. человек, объединенных общей исторической судьбой, в том, что путь в лучшее будущее открывают только умение жить в мире и согласии, знания, созидательный труд, здоровые амбиции и огромная вера в себя и свою страну.

Как истинный Лидер – плоть от плоти своей земли – он призвал в союзники фундаментальные ценности своего народа – миролюбие и толерантность, открытость новым знаниям и навыкам, традиционную душевную щедрость, дух свободы и солидарности.

И сегодня Казахстан – независимое, стабильное, уважаемое и открытое миру государство с большим экономическим, политическим, социальным, инновационным, интеллектуальным, духовным, пассионарным потенциалом.

История независимости Казахстана неотделима от сильного лидерства Первого Президента.

Лидерство Елбасы – это история великого успеха, источниками которого являются созидательный неустанный труд, оптимизм и стальная воля, постоянное стремление к новому, дар политического предвидения и огромное желание добра для своего многонационального единого народа. Он не делит свой народ, а рассматривает его как единое целое с общей историей, общей судьбой и общим будущим.

«Наши предки защищали и передали нам в наследство огромную территорию нынешнего Казахстана, самобытную культуру и особый дух восприятия и познания жизни. Этот дух свободолюбия и степной доблести не был растрачен на крутых переломах истории, его сумели сохранить предыдущие поколения, на долю которых выпали невиданные испытания. Каждое из них выполнило свою историческую миссию. Моему поколению история вверила судьбы страны, поставив у истоков строительства независимого Казахстана. Эта была задача огромной трудности и исторической важности, и мы ее выполнили», – сказал Нурсултан Назарбаев в одном из своих выступлений.

Сегодня не только для 17 млн. соотечественников, но и для всего мира Нурсултан Назарбаев – главный созидатель независимого Казахстана.

Стремительный ритм современной жизни, фрагментарность и поверхностность большего объема получаемой информации, собственная «включенность» в поток сменяющих друг друга событий отнюдь не способствуют неспешному ретроспективному анализу конкретных событий новейшей истории нашей страны. Возможно, не хватает и того самого временного «расстояния», на котором лучше видится большое.

Вместе с тем уже сегодня очевидно, что есть страницы, навечно вписанные нашим Лидером в полотно Истории, есть решения-константы, по которым, уверен, будет сверять себя не одно поколение политиков и граждан Казахстана.

На них я позволю себе немного остановиться.

Мир в Казахстане и Казахстан в мире

«Правителю народа надлежит создать и начертать в душах частей народа органы и волевые способности, ведущие их к согласию, взаимосвязи друг с другом и взаимодействию так, чтобы народ и народы, невзирая на множество своих частей, различие их положений и действий, стали как одна вещь, совершающая одно действие и достигающая одной цели».

Аль-Фараби, «Отношение философии к религии»

История человечества – это, в основном, история завоеваний. Многие века судьбы народов определяло искусство войны. Потому история хранит имена величайших завоевателей и полководцев. Перманентная борьба государств за доминирование в экономике и расширение сферы своего влияния и своей территории, к сожалению, остается движущей силой геополитики и по сей день.

Само развитие цивилизации, на излете XXI века столкнувшись с сонмом новых угроз и рисков, обладая громадным потенциалом самоуничтожения, привело человечество к такому хрупкому взаимозависимому состоянию, что глобальная политика, как никогда ранее, требует появления ответственных прагматичных лидеров, последовательно и принципиально отстаивающих ценности мира и ненасилия, толерантности и диалога, способных цивилизованно и гармонично предотвращать и решать возникающие противоречия, одним словом, высокопрофессионально владеющих «искусством Мира» – Лидеров будущего.

Нурсултан Назарбаев является именно таким Лидером по своей природе и миропониманию, мастерски владеющим искусством миротворца.

Таким Лидером будущего, Лидером-миротворцем он показал себя во внутренней и внешней политике, вырабатывая государственную политику независимого Казахстана. Его философия, как все великое и истинное, проста: чтобы созидать, двигаться в будущее в обществе необходимо согласие. Согласие же требует равенства прав и свобод всех и каждого.

При мысленном возвращении в то уже далекое время перед моими глазами неизменно встают телевизионные кадры о забастовке карагандинских шахтеров. Навсегда запомнилось, как Президент сказал: «Моя фамилия – Назарбаев. И я буду решать ваши проблемы!»

И так все эти годы: какая бы проблема не возникала и не волновала общество, ответ на нее и решение они получают из уст своего Лидера, который всегда не над, а рядом со своим многонациональным единым в устремлениях народом.

В сложнейших условиях распада огромной державы ему удалось без социальных потрясений, крови и конфликтов создать необходимые условия для обретения Казахстаном подлинной независимости, о которой мечтало не одно поколение наших предков, от великих правителей и батыров Степи до славных деятелей Алашорды, от жастулпаровцев до участников декабрьских событий.

Сам Первый Президент оценил это так: «Независимость Казахстана обретена нами мирным путем. Это – возмещение за священную кровь, пролитую в борьбе за свободу сотнями тысяч известных и безвестных патриотов. Это – воздаяние за великодушие народа, который за всю свою историю никому не чинил зла и притеснений».

Сегодня очевидно, что в драматических условиях первых лет независимости, на фоне однозначных пророчеств экспертов о грядущих катаклизмах, обусловленных полиэтническим и поликонфессиональным составом Казахстана, бурных митинговых дискуссий общественности по вопросам государственности, идентичности, языка, политического популизма отдельных политиков и общественных объединений, а порой – и откровенных провокаций, главным определяющим фактором сохранения стабильности стали твердая позиция и последовательная политика Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева.

Между тем, по данным Стокгольмского международного института по исследованию актуальных проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в 90-х годах XX века являлись межэтническими. Всего в XX столетии в них погибло более 100 млн. человек.

На постсоветском пространстве этнополитические конфликты нашли свое выражение в больших и малых войнах и привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, трагедии целых народов. По далеко не полным данным, в них погибли и пропали без вести свыше 600 тыс. человек. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями: в странах бывшего СССР с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек. Экономический ущерб в зонах конфликтов вообще с трудом поддается оценке.

Тогда, на заре независимости, изо дня в день выкристаллизовывалось «золотое сечение» политики, называемой сегодня «моделью Назарбаева», «казахстанским путем» и внимательно исследуемой в разных концах света.

Равноправие всех граждан, формирование национального единства при сохранении культурного многообразия, культ толерантности и диалога, гармоничная языковая политика, законодательный заслон любым действиям, могущим нанести вред межэтническому и межконфессиональному согласию, Ассамблея народа Казахстана – таковы в самом общем виде основополагающие принципы этой модели. Но самое главное – это фактор Лидера многонационального народа.

Мне вспоминаются в связи с этим слова из интервью уважаемого аксакала Акима Тарази: «Я считаю настоящим подвигом то, что он сумел сохранить дружбу народов Казахстана. Его мудрость в том, что он стал не Президентом только казахов, а Президентом всех народов, населяющих Казахстан» («Казахстанская правда» от 02.12.2013 г.).

С самых первых дней независимости наш Президент не только возвел ценности мира и согласия в разряд абсолютных незыблемых основ практической внутренней и внешней политики Казахстана, но и неотступно следует им все эти годы, последовательно и лично укрепляя особую ауру единства духа и взаимопонимания казахстанцев.

В стране законодательно и практически обеспечено равноправие всех казахстанцев вне зависимости от этнической, языковой, религиозной и социальной принадлежности. Созданы все условия для развития культур, языков всех этносов, удовлетворения их культурных, духовных, информационных потребностей. Эти факты и статистика общеизвестны.

Но самое важное – это естественная, как воздух, атмосфера дружбы, доверия и общности ценностей, царящая между людьми.

И все эти годы во время тысяч встреч, поездок в регионы, телевизионных прямых эфиров, интернет-конференций, интервью, пресс-конференций Нурсултан Назарбаев неизменно говорит о необходимости сохранения и укрепления нашего бесценного достояния – мира, согласия, единства народа.

«Иные договариваются до того, что, мол, стабильность и согласие нужны только Назарбаеву. Да, я за мир и спокойствие на нашей земле. И прежде всего потому, что они нужны миллионам казахстанских семей. Я не хочу, чтобы поседевшие от горя матери рыдали над цинковыми гробами, чтобы дети становились калеками, чтобы плакали старики на развалинах собственного дома. Поверьте мне, человеку, немало повидавшему, что кровь и хаос начинаются с безответственных заявлений рвущихся к власти политических аферистов, которых не остановят ни слезы, ни жертвы. Не народы, а именно такие «деятели» виноваты в том, что брат идет на брата, а сосед – на соседа. Эта моя настойчивость объясняется тем, что когда в двери домов входят война и смерть, всякое другое теряет ценность и значение – достаток и мелкие неурядицы, роскошь и благополучие, положение человека на общественной пирамиде и т. д. Потому что война отнимает главную ценность – жизнь человека, которой нет цены, безжалостно срывает людей с привычных мест и превращает их в неприкаянных беженцев».

Это цитата из выступления Президента на Ι сессии Ассамблеи народа Казахстана 24 марта 1995 года. Казалось бы, прошло два десятка лет. Но универсальность, безусловная истинность и высочайшая актуальность этих слов – вне времени.

Ассамблея народа Казахстана, 20-летие которой мы будем отмечать в наступающем году, является ведущим проводником политики Главы государства, неустанным путником на непростой дороге строительства общегражданской идентичности, общенационального единства при сохранении культурной самобытности всех казахстанских этносов. Институционально Ассамблея народа Казахстана сегодня – это 820 этнокультурных объединений по всей стране, в деятельности которых участвуют более 3 млн. наших сограждан.

Ассамблея, получившая конституционный статус, представлена сегодня в Парламенте страны. Так, 9 депутатов от АНК оказывают реальное влияние на законотворчество, обеспечивая неукоснительное соответствие принимаемых законов принципам межэтнического согласия и толерантности. «Вы являетесь послами Дружбы», – так напутствовал Нурсултан Абишевич первый состав депутатов от ассамблеи. И наши коллеги достойно несут эту миссию.

Авторитет ассамблеи выше любых политических разногласий: в состав депутатской группы по вопросам мира, общественного и межэтнического согласия в Мажилисе входит 21 депутат, представляющий все парламентские партии. Мажилисом и депутатской группой АНК запланирован целый комплекс масштабных проектов и мероприятий, посвященных предстоящему Году 20-летия Ассамблеи народа Казахстана.

Культивируя в стране атмосферу толерантности и согласия, Елбасы создавал и создает все условия для подлинного национального возрождения, подъема духовных ценностей государствообразующего казахского народа.

Государственная программа поддержки возвращения на Родину соотечественников, в свое время из-за потери Казахстаном независимости вынужденных покинуть родную землю, Всемирные курултаи казахов, государственные программы развития языков, Национальный Стратегический проект «Мәдени мұра», увековечение памяти выдающихся сынов казахского народа, стимулирование исследования национальной истории, широкая поддержка национальной культуры и искусства, гармоничная политика в духовной и религиозной сфере – это только малая часть той колоссальной заботы Нурсултана Назарбаева по восстановлению нарушенной связи времен, синтеза прошлого и будущего нации.

Все годы независимости Президент неустанно врачует историческую память, оживляет забытые национальные символы и возвращает славное прошлое казахского народа, обозначает ценностные ориентиры будущего.

Памятуя о горячих дискуссиях на тему прошлого, хотел бы привести только один фрагмент из выступления нашего Президента на II сессии Ассамблеи народа Казахстана в далеком 1996 году:

«Всякого рода измышлениям об отсутствии в прошлом государственности у казахов необходимо поставить серьезный заслон. В этой связи хотел обратить внимание на то, что понятия «государственность» и «государство» не означают одно и то же. Когда мы говорим о государственности, то имеем в виду не только территорию, а весь комплекс политико-правовых отношений, социальных и культурно-духовных начал, на основе которых только и возможно функционирование общества как целостной системы. В этом смысле государственность у казахов существовала издревле. Другое дело – оформление казахского государства как политико-правового образования. Известно, что оно произошло в XV веке».

Наш Президент – Лидер не только в политико-правовом, но прежде всего в идейном, аксиологическом, духовном смысле. Вот почему каждое его выступление о судьбах государственности, независимости, государственного языка, культуре и духовности вызывает огромный общественный резонанс. Так, общество буквально всколыхнуло его интервью агентству «Хабар», данное у подножия Улытау.

Полагаю, все, кому дорога подлинная история страны, с огромным воодушевлением восприняли решение Елбасы о праздновании в следующем году 550-летия казахской государственности и принятое по его поручению постановление Правительства по этому вопросу.

Существует справедливая сентенция, что «внешняя политика – есть продолжение политики внутренней». Британскому премьер-министру Уильяму Гладстону принадлежит высказывание: «Главный принцип моей внешней политики – хорошее правление внутри страны». Поистине, только зрелое, свободное от всевозможных фобий, внутренне устойчивое государство способно привнести позитивную лепту в решение глобальных проблем, а не «ставить ногу на грудь» ближним и дальним партнерам.

Полагаю, что в этом контексте исторической предтечей, навсегда определившей базовые ценности Казахстана как во внутренней, так и во внешней политике, стали закрытие Семипалатинского ядерного полигона и добровольный отказ от четвертого по мощи ядерного арсенала.

Эти глобальные события, ставшие возможными благодаря твердой политической воле Нурсултана Назарбаева, были сродни казахскому обряду «тұсау кесу». Они избавили Казахстан от опостылевших пут тоталитаризма и милитаристского мышления и благословили на светлую дорогу к суверенному и независимому развитию, в открытый мир. Они задали не существовавший доселе золотой стандарт ответственного отношения к судьбам мира и будущему своего народа.

Напомню, что вслед за закрытием Семипалатинского полигона в Казахстане мораторий на испытания ядерного оружия был объявлен на четырех крупнейших полигонах мира – Новая Земля (Россия), Невада (США), Мороруа (Франция) и Лобнор (КНР). А спустя 18 лет после закрытия Семипалатинского полигона по предложению казахстанского Лидера 29 августа было объявлено Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем действий против ядерных испытаний.

Все эти годы Казахстан четко следует своим миротворческим принципам, и в мире высоко оцениваются инициативы Нурсултана Назарбаева в сфере нераспространения и сокращения ядерной угрозы и мирного урегулирования конфликтов, возникающих в последние годы.

Сегодня наша страна – уважаемое, открытое миру государство, развивающее отношения с более чем 140 странами, возглавлявшее крупнейшие международные организации – ОБСЕ, ОИС, стоявшее у истоков создания таких региональных организаций, как СНГ, ШОС, успешно реализовавшее идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и проведении Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Мы осуществляем плодотворное стратегическое партнерство с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии.

Объем прямых инвестиций, привлеченных в страну за годы независимости, составил более 160 млрд. долларов. Не это ли один из ключевых показателей доверия к стране мирового сообщества?

После триумфального Саммита ОБСЕ в Астане в мировую историю прочно вошло понятие «Дух Астаны». Оно стало символом доверия, согласия, толерантности и единства в многообразии.

Перспективнейшим продолжением миротворческих инициатив Лидера нации является новый формат мировой политики в виде G-Global, предложенный на Астанинском экономическом форуме. Как определил суть инициативы сам Президент, это «объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка».

Яркое свидетельство последовательной миротворческой деятельности Казахстана – проведение в Алматы двух раундов многосторонних переговоров по урегулированию проблемы иранской ядерной программы.

Один из главнейших вопросов для любого государства – вопрос международно-правового оформления государственных границ. Поэтому перед Казахстаном, имеющим почти 14 тыс. км сухопутной границы со своими соседями, одной из жизненных задач после обретения независимости было укрепление государственной границы. Мы можем только догадываться, каких усилий стоило Главе государства, спокойно, взвешенно, неизменно отстаивая национальные интересы, решить окончательно этот мегавопрос. Благодаря дипломатическому таланту нашего Первого Президента внешние рубежи Казахстана – это границы мира и добрососедства.

Движение в фарватере укрепления региональной и глобальной безопасности является одним из ключевых приоритетов Стратегии Первого Президента «Казахстан-2050».

Стратегии успеха

«Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. И весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть героем. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать «и все-таки!», – лишь тот имеет «профессиональное призвание» к политике».

Макс Вебер, «Политика как призвание и профессия»

Каждый раз, когда я слышу слова «экономические проблемы», «кризис» и т. п, мне вспоминаются суровые 90-е, которые впечатались в память пикетами и митингами, многомесячными задержками заработных плат и пенсий, талонами на самое необходимое, пустыми прилавками, «чеками» вместо дензнаков, безработицей, тревожными зимами и полной неопределенностью будущего. Нынешнее поколение казахстанцев даже не представляет, через какой разлом эпох прошло поколение отцов.

Сам Глава государства так характеризовал положение Казахстана в первые годы независимости: «Нисколько не драматизируя ситуацию, скажу прямо, что в начале 1990-х мы стояли у края пропасти». И это действительно было так. Мир был хрупок, будущее неопределенно, опасностей не счесть.

После распада Советского Союза прервались экономические связи, промышленное производство сократилось вдвое, в аграрном секторе спад составил треть. Казахстан был вынужден вместе с другими странами СНГ совершать радикальный «шоковый» переход к рынку. Массово закрывались предприятия, инфляция достигла отметки 2,5 тыс. процентов.

В этих экстремальных условиях требовалось огромное мужество для того, чтобы взять на себя ответственность за будущее страны, за ее социально-экономическое и политическое положение, за непопулярные, но крайне необходимые реформы, одним словом – за все…

В преддверии президентских выборов 1991 года суть этой миссии мудро сформулировал покойный академик Салык Зиманов: «Нелегкая судьба ждет Президента. В сложнейший период придется ему работать, принимая ответственные решения. От него потребуется большая собранность, чутье большого деятеля, способность идти на обдуманный риск, за которым – и судьба народа, и своя собственная» («Советы Казахстана», 23.11.1991 г.).

Как и в жизни каждого человека, самое сложное для политика и в политике – это выбор. Но ответственность руководителя государства за свой выбор колоссальна, потому что за ним – судьбы миллионов.

В драматичных условиях экономического и политического коллапса рухнувшей империи Первому Президенту Казахстана предстоял сложнейший выбор – выбор модели экономического развития и политического транзита новой страны, по сути, выбор будущего для своего тысячу раз умиравшего и тысячу раз возрождавшегося народа. Глубоко изучив опыт Старого и Нового Света, Европы и Азии, он синтезировал самое необходимое на казахстанскую почву.

«Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается», – скажет позднее Президент.

В лаконичном виде этот курс был сформулирован Нурсултаном Назарбаевым так: «Сначала экономика, потом – политика». И это приоритетное внимание Первого Президента к развитию национальной экономики, к привлечению инвестиций и к постоянному повышению благосостояния казахстанцев принесло свои добрые плоды.

Как отметил недавно Глава государства, уже сегодня экономическая мощь Казахстана вдвое превышает совокупный объем экономик всех стран Центральной Азии. ВВП на душу населения превысил 13,5 тыс. долларов, что сопоставимо с уровнем большинства стран Восточной Европы, Турции, Малайзии, Бразилии. Объем золотовалютных резервов и национального фонда превысил 105 млрд. долларов.

О том, как осуществлялись сложнейшие социально-экономические реформы, за эти годы написано и сказано немало.

Ввод национальной валюты, массовая приватизация, строительство отечественной финансовой, бюджетной, банковской, налоговой, таможенной систем, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание Национального фонда, индустриальное развитие, системные меры по поддержке предпринимательства, болезненные, но необходимые реформы всей социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной системы – все это незабываемые страницы не только новейшей истории страны, но и биографии каждого из казахстанцев. И каждая из перечисленных тем достойна отдельного осмысления и как минимум – отдельной статьи.

Я же хотел бы акцентировать внимание читателя на трех программных документах, выдающаяся значимость которых для экономического, политического и социального прогресса страны очевидна.

Прежде всего это первое Послание Главы государства 1997 года, в котором была обнародована Стратегия долгосрочного развития Казахстана до 2030 года. В этом документе были четко определены как общая магистраль развития Казахстана, так и конкретные долгосрочные цели по семи приоритетным направлениям. По сути, это была сильнейшая визуализация образа будущего. А реалии того времени были очень далеки от этого образа…

В 1997 году по индексу человеческого развития ООН Казахстан находился на 93-м месте среди 174 стран мира, а среди республик бывшего СССР – на 7-м. За 1990–1995 годы средняя продолжительность жизни сократилась на 4,7 года, число получающих образование уменьшилось на 30%, национальный доход на душу населения сократился в 7 раз, и в 1995 году наша страна по этому показателю оказалась на 129-м месте. Население республики начало сокращаться. За пять лет коэффициент рождаемости уменьшился с 19,1 до 14,7 на 1 000 жителей. Распространялись социальные болезни: туберкулез, рак, кожные, сердечно-сосудистые. Увеличились детская смертность и число не годных к воинской службе по состоянию здоровья. Число безработных, временно безработных или «находящихся в вынужденном отпуске» невозможно было точно определить.

И в этих условиях родилась Стратегия «Казахстан-2030».

«Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей», утверждал всемирно известный австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек.

Уверен, что президентская стратегия дала казахстанцам гораздо большее, чем программные цели. Она очень образно и верно сформулировала общие ценности, она дала надежду, которая вдохновила общество и заставила потянуться, как казалось в тех условиях, к невозможному.

Как отметил позднее сам Нурсултан Назарбаев, «этот документ стал важнейшим мировоззренческим прорывом».

Де-факто это была смоделированная по жизненным показаниям карта курса корабля в огромном штормовом океане мировой политики и экономики, которая позволила, не растрачивая бесплодно энергию и ресурсы, не ударяясь об скалы мировых кризисов, пройти между Сциллой и Харибдой самых острых проблем, провести реформы и не допустить социальных потрясений в обществе. Очевидно и то, что мощным безусловным преимуществом Стратегии «Казахстан-2030» был и ее комплексный характер.

Результаты этой программы в цифрах статистики, фактах, событиях, законах общеизвестны и впечатляющи.

Я же позволю себе определить их более лаконично. Результат реализации Стратегии «Казахстан-2030» Нурсултана Назарбаева – это новая страна, в которой мы живем.

Новая экономика. Новая политическая система. Новое качество жизни. Открытый мир и как следствие – новые ветры перемен и новые риски, но вместе с ними – новые «окна возможностей» и новые успехи. Дорога к Обществу Всеобщего Труда. Форсированное индустриально-инновационное развитие. Масштабная социальная модернизация. Реформы в правоохранительной, судебной системах, государственной службе. Новые информационные технологии. Новое мышление. Новое талантливое и красивое поколение независимого Казахстана.

Это новый политический курс и новая стратегия на будущее. В декабре 2012 года Нурсултан Назарбаев обнародовал Стратегию «Казахстан-2050». В звенящей тишине красивейшего нового театра оперы и балета открывался великолепный образ новой эры эволюции Казахстана, его золотой век, его путь к «Мәңгілік Ел».

«Казахстан-2050» – это траектория гигантского броска Казахстана в будущее для занятия передовых позиций в цивилизованном мире середины XXI века, а именно – вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира. Как и для всей страны, масштабная историческая перспектива этого документа стала главным ориентиром работы Парламента, определив магистральные направления законотворческого процесса. Нашему созыву выпала особая роль, которая заключается в законодательном обеспечении экономической и социальной модернизации Казахстана на пути в число 30 наиболее развитых стран мира.

Экономическая модель, реализованная Президентом Нурсултаном Назарбаевым, является высокоэффективной и устойчивой в условиях мирового кризиса.

Ярким свидетельством тому – получившее широкий резонанс не только в стране, но и далеко за ее пределами новое Послание Главы государства, в котором была обнародована новая экономическая политика «Нұрлы жол».

Это необычайно масштабный исторический документ. Масштабный по грандиозности планов и их колоссальному материальному обеспечению. Исторический, потому что Елбасы дал очень точную оценку геополитической ситуации, определил вектор развития страны на ближайшую перспективу и подтвердил готовность руководства страны взять на себя политическую ответственность за судьбу Казахстана.

Мировой экономический кризис, последствия санкционной «войны» великих держав, прогнозируемые падения цен на энергоносители, нестабильность у некоторых наших соседей и партнеров негативно влияют на положение дел в нашей стране, поскольку, как отметил Президент, Казахстан находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения.

Глава государства заявил, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Через этот этап смогут пройти не все страны.

Наш Президент, всегда очень корректный в выражениях в этой сфере, предельно однозначно констатировал сложившуюся реальность. И в это непростое время, как и много лет назад, он снова взял на себя величайшую ответственность за судьбу, безопасность и будущее нашего народа и государства.

Исходя из реальных угроз и вызовов времени, в интересах стабильного развития нашей экономики, обеспечения благополучия и жизненных интересов наших граждан Глава государства предложил народу новую и цельную экономическую программу «Нұрлы жол». Ее стержнем является План инфраструктурного развития по семи направлениям. Это развитие транспортной, индустриальной, энергетической, социальной и жилищной инфраструктур, а также поддержка малого и среднего бизнеса и модернизация ЖКХ, водо- и теплоснабжения.

Качественная реализация президентского плана действий позволит нашей стране не только противостоять угрозам и кризисам, но и продолжать идти по пути вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира.

Надежный фундамент государства

В наступающем году мы отметим 20-летие Конституции нашей страны. История становления и развития конституционных основ Казахстана, создание, принятие и реализация действующей Конституции неразрывно связаны с Лидером нации – Первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым.

Тогда, в 1995 году, в поддержку новой Конституции проголосовали 81,9% казахстанцев, принявших участие в референдуме.

Как отметил Президент, «наш Основной закон – это надежный фундамент, на котором мы сообща возводим новое общество, новое государство, новую экономику».

Конституция 1995 года укрепила нашу независимость, придала прочность государству и всему обществу и стала мощной правовой основой развития страны.

С ее принятием были заложены политико-правовые основы государственного суверенитета, базирующегося на признании высшими ценностями человека, его жизни, прав и свобод, закреплены ключевые принципы и основы организации общества и государства, позволяющие осуществлять модернизацию материальной и духовной жизни социума.

За 23 года независимого развития Казахстан доказал себе и миру, что благодаря сильному и мудрому лидерству, общенациональному единству, целенаправленной работе по развитию экономики, повышению благосостояния народа, всестороннему развитию образования, науки, культуры, консолидации общества вокруг ценностей высокой гражданственности, постоянному развитию демократических институтов можно решить самые сложные задачи, преодолеть кажущиеся непреодолимыми проблемы и выйти на перспективнейшие траектории роста.

Евразийская идея: 20 лет спустя

«Необходима новая, более эффективная и справедливая архитектура глобальной экономической интеграции. Мы выступаем за то, чтобы созданные и создаваемые интеграционные объединения, экономические союзы не противопоставлялись друг другу. Наоборот, они должны плодотворно и конструктивно сотрудничать друг с другом».

Нурсултан НАЗАРБАЕВ

Уверен, что День Первого Президента Республики Казахстан – глубоко значимая дата не только для казахстанцев, но и для всего большого евразийского сообщества, для всех друзей и партнеров Казахстана в мире.

Евразийская формула XXI века приобрела новое звучание в интеграционной концепции нашего Президента, ставшей сегодня реальностью. В период, когда во всех странах Союза общественность и политические элиты были сконцентрированы на идеях плюрализма, суверенитета и рыночной экономики, тема интеграции была на самом последнем месте и даже вызывала раздражение и отторжение. И только Нурсултан Назарбаев понимал, что разорвать все отношения с соседними государствами означает поставить под угрозу будущее.

По его предложению 21 декабря 1991 года в Алматы состоялась встреча глав 11 постсоветских республик, итогом которой стала Алма-Атинская декларация СНГ, историческое значение которой сегодня трудно переоценить. И если соглашение в Беловежской пуще объявило миру о кончине СССР, Алма-Атинская декларация СНГ, напротив, провозгласила создание нового объединения, чтобы сохранить то общее, что было нажито совместным историческим опытом, и предотвратить неизбежные в таких ситуациях конфликты.

В процессе работы над этой статьей я наткнулся на выступление Президента на международной конференции Global Panel в Маастрихте в далеком 1993 году, за полгода до исторической лекции в МГУ. Не могу не привести из него один фрагмент:

«Несколько слов в отношении взаимодействия Казахстана с другими государствами бывшего Советского Союза и Европы. Казахстан выступал и будет выступать за экономическое объединение. В будущем экономическом союзе кроются коренные интересы и Казахстана, и Украины, и наших братских среднеазиатских республик, и России. Я, не имея, может быть, твердой уверенности в ряде других проблем, очень твердо убежден и буду работать на объединение! Пусть это пока воспринимается в отдельных странах с усмешкой. Но многие уже глубоко призадумались. Правда возьмет свое, через какие бы препоны она ни проходила».

Спустя два десятка лет эта правда взяла свое.

Создан Евразийский экономический союз, который с 1 января 2015 года начнет свою работу. Парламенты Казахстана, России и Беларуси уже ратифицировали Договор о создании ЕАЭС, который президенты трех стран подписали в мае нынешнего года в Астане.

В основу Евразийского экономического союза, как отмечал не раз казахстанский Лидер, заложены понятные всем принципы: экономический прагматизм, уважение суверенитета, добровольность интеграции, равноправие при принятии всех решений, эволюционность развития, открытость евразийского пространства.

В рамках договора по его созданию, ратифицированного Парламентом Казахстана, обеспечен принцип суверенного равенства, равноправия и учета национальных интересов государств, исключена всякая возможность доминирования какой-либо из сторон.

«В нашем объединении политический суверенитет государств прочен и незыблем, это аксиома. Более того, экономические интеграции развиваются именно для того, чтобы укрепить национальную государственность, сделать ее более устойчивой через устойчивую экономику», – отметил Глава государства.

Лидер нации как зеницу ока бережет независимость Казахстана. Он, как главный архитектор и созидатель независимости, знает цену каждому архитектурному замыслу, каждому кирпичику, каждой балке и арматуре строящегося здания, имя которому – Республика Казахстан.

В ответ на разные инсинуации и дискуссии в связи с заключением договора ЕАЭС он однозначно заявил: «Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее».

Поэтому никто не должен думать или сомневаться, что он позволит кому-либо посягнуть, по определению Президента, на самую высшую ценность – независимость Казахстана. Независимость Казахстана – это дело всей его жизни, дело, которому Нурсултан Назарбаев отдал и отдает все силы, весь жар души, отдает всего себя. Я в этом абсолютно уверен.

Учитывая, что процессы глобализации и интеграции – мейнстрим XXI века, а экономический прагматизм предполагает привлечение лучшего опыта и открытость инновациям на основе сотрудничества, Казахстан всемерно развивает экономическое взаимодействие со странами Европы, Азии, мусульманского и тюркского мира. И это закономерно.

Исторические корни, национальный дух, религиозная общность обуславливают принадлежность Казахстана к Востоку, к тюркскому и исламскому миру. В то же время светский характер государства, географический, исторический, демографический, политический факторы объективно обуславливают актуальность европейского и американского векторов во внешнеполитических ориентирах Казахстана.

На сегодня завершены переговоры по проекту Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве Казахстана с Европейским союзом, которые велись на протяжении 6 лет. Товарооборот нашей страны с государствами ЕС составляет 53 млрд. долларов, и указанное соглашение создаст возможности для активизации взаимодействия между сторонами и привлечения инвестиций.

Казахстан остается твердым сторонником дальнейшего укрепления и развития исламского мира. Так, в ходе председательства нашей страны в Организации исламского сотрудничества была принята Астанинская декларация ОИС, направленная на модернизацию и реформы в качестве основ развития исламского мира в XXI веке. Знаком большого уважения исламского мира к политике, проводимой казахстанским Лидером, стало награждение Нурсултана Назарбаева в рамках 10-го Всемирного исламского экономического форума престижной премией «Глобальный лидер по исламским финансам» Global Islamic Finance Awards (GIFA).

Таким образом, Казахстан последовательно верен принципам прагматизма и расширения сотрудничества с другими государствами как в двустороннем, так и и в многостороннем форматах.

Время Астаны

«Архитектура столиц имеет свое политическое назначение: на утверждает нацию, привлекает науки и торговлю, заставляет народ любить родную страну,каковая страсть – источник всех великих деяний в государстве».

Кристофер Рен, английский архитектор

Шестого июля 1994 года Президент выступил в Верховном Совете с предложением о переносе столицы в Акмолу. Все мы помним, какие горячие дискуссии развернулись в обществе вокруг этого решения. В действительности, это был очень непростой период в истории нашего государства, когда основной проблемой было простое выживание. Я помню, что в то время немцы переносили свою столицу из Бонна в Берлин, и в прессе фигурировала цифра 8–10 млрд. марок, которые будут затрачены Германией на этот перенос. У Казахстана на такие расходы средств не было, да и Акмоле было далеко до Берлина...

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что только благодаря политической воле, незыблемой вере и действенному упорству Нурсултана Абишевича осуществился этот великий исторический проект – новая столица Астана. Это действительно дальновидное и мудрое государственное решение, за которое наши потомки будут благодарны Первому Президенту Казахстана всегда.

Возведенная в сердце священной Сарыарки новая столица сыграла колоссальную модернизационную роль в развитии всей страны. Строительство Астаны имело не только масштабный экономический, политический, социальный эффект, но и вызвало эмоциональный подъем и импульс тотального обновления, рождение, по сути, нового порядка. В Казахстане были созданы новое пространство, новые символы и системы координат, я бы сказал, новое время – «время Астаны».

Интересно, что в мире в некоторых случаях время основания столиц становится точкой отсчета времени. К примеру, римляне вели счет времени с момента основания города. Так, греческий генерал Селевк Никатор, отстроивший Новый Вавилон, установил новую хронологию и летоисчисление с основания этого города.

Сегодня по «времени Астаны», по времени модернизации живет вся страна.

Сегодня в Астане сосредоточена вся полнота государственной власти. Но она больше чем место средоточия власти.

Астана аккумулирует волю всей нации и представляет весь народ.

Таков дух нашей Астаны, рождению и сотворению которой мы обязаны прежде всего Нурсултану Назарбаеву.

Воплощенная в жизнь мечта

Сегодня – День Первого Президента Республики Казахстан.

Это праздник всех казахстанцев, незримо связанных тысячами нитей со своим Елбасы, а он – с ними.

Особенно остро эти взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность судеб Лидера и народа понимаешь, наблюдая драматические события на бывшем постсоветском пространстве, когда народы с большим созидательным потенциалом, но без должного сильного и ответственного лидерства ввергнуты в пучину бесконечных политических, экономических, социальных проблем и вынуждены в массовом порядке искать лучшую долю на чужих берегах и землях.

У казахов есть понятие «жол ашу», содержание которого можно выразить как «вывести на добрый путь, способствовать». Политика, проводимая Нурсултаном Назарбаевым, открыла и продолжает открывать новые жизненные пути для 17 млн. наших сограждан.

Елбасы открыл дорогу сотням тысяч казахстанцев, которые честно служат своему народу в государственных и правоохранительных органах, Вооруженных силах, государственных учреждениях и предприятиях.

Как и миллионам предпринимателей. В какой еще стране на сайте Главы государства вы найдете специальный раздел «Президентская защита бизнеса»? Благодаря постоянной поддержке и вниманию Нурсултана Назарбаева в секторе малого и среднего бизнеса уже производится пятая часть всего национального богатства, заняты более 2 млн. человек. Казахстанский средний класс достиг стабильного материального положения, развивает свой бизнес, устанавливает деловые связи со всем миром, обучает детей, покупает недвижимость, лечится и отдыхает по всему свету.

Елбасы открыл дорогу казахстанской молодежи, которая составляет сегодня 27%, или 4,4 млн. человек. Поколение, выросшее вместе с независимостью Казахстана, уже не позволит никому посягнуть на независимость и свободу своей Родины. «Алаш туы астында Күн сөнгенше сөнбейміз!» – таков дух нашей молодежи. И она бесконечно ценит отеческую заботу Елбасы, адресовавшего им государственные программы развития образования, здравоохранения, «Болашак», «Доступное жилье», «Балапан».

Этот ряд можно продолжать еще долго...

Конечно, в каждой из сфер, в государстве и обществе целом, у каждого казахстанца есть еще множество проблем и жизненных трудностей.

Но ведь есть и идеи, и планы, есть деятельная активность государства и социума, есть надежды и энергия, мечты и стремление к лучшему будущему каждого казахстанца.

Есть общенациональная стратегия – войти в число 30 самых развитых стран мира, стать равной среди лучших.

Есть великая мечта Нурсултана Назарбаева и казахстанского народа о «Мәңгілік Ел».

«Мәңгілік Ел» – это высокое деятельное стремление к незыблемости и вечности государственности и независимости Казахстана.

«Мәңгілік Ел» – свершение вековых чаяний нашего народа о самореализации в бурных потоках всемирной истории.

«Мәңгілік Ел» – это одна страна, один народ, одна судьба.

«Мәңгілік Ел» – это наша построенная на века Астана под вечным высоким небом священной Сарыарки.

«Мәңгілік Ел» – это наше главное достояние – наша любимая страна, которую мы носим в своем сердце.

Это наша общая историческая перспектива – благополучный и процветающий Казахстан!

На пути к этой высокой мечте нужно единое дыхание народа.

«Самая высокая награда для меня – факт всенародной поддержки и доверие народа, которые постоянно оказываются мне все эти годы. Именно это вдохновляло и вдохновляет меня в самые трудные времена… Могу сказать твердо одно: до тех пор, пока хватит здоровья и сил, буду трудиться на благо Родины и народа Казахстана!»

Эти идущие от сердца к сердцам слова принадлежат нашему Елбасы.

Да будет так долгие лета!

С праздником, Қазақ елі!