16 и 17 января в Государственном театре «Астана опера» прошли показы знаменитого балета «Баядерка» на одном из которых побывала известный казахстанский искусствовед Инна Смаилова и поделилась впечатлениями с читателями ИА «NewTimes.kz».
Премьера балета «Баядерка» состоялась еще в декабре прошлого года, но, чтобы этот маленький шедевр большой сцены зарядил своим настроением на весь год, я решила раствориться в его грезах, отослав все местные официальные вещи за грань разумного. Потому что история о любви, а ее надо чувствовать.
Я - не театральный критик, и даже этому не учусь, но есть постановки, которые с детства давно хранятся в сердце и формируют еще с того времени взгляд на отношения между людьми и какие-то человеческие ценности. «Баядерка» - одна из них, посмотренная в семилетнем возрасте, с того времени и до конца жизни Любимая!
Сам балет - долгожитель. Первая постановка «Баядерки» под волшебную музыку Людвига Минкуса прошла еще в 1877 году в питерском Большом театре. Руководил постановкой не менее легендарный Мариус Петипа, а в написании либретто принимал участие балетный критик и журналист Сергей Худеков. За всю свою невероятную историю древнеиндийские строки поэта Калидасы в хореографическом рисунке танца насыщались своими новыми чувственными красками благодаря работе легендарных хореографов-постановщиков Вахтанга Чабукиани и Владимира Пономарева, Рудольфа Нуриева и Юрия Григоровича или исполнителей - Ольги Спесивцевой, Марии Романовой, Рудольфа Нуриева, Людмила Семеняка, Светланы Захаровой.
И эти традиции питерской школы танца, требующих по словам кураторов «кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры – танцевальной и актерской» возрождаются и оживают подобно третьему акту теней спустя более ста лет (а в случае с Калидасой - более тысячи) сегодня на сцене «Астана опера». Поставила балет теперь уже наша гордость, хореограф-постановщик народная артистка России Алтынай Асылмуратова с главными исполнителями - Айгерим Бекетаевой, Мадиной Басбаевой, Жандосом Аубакировым, Анель Рустемовой, Гаухар Усиной, Еркином Рахматуллаевым, Таиром Гатауовым Жанибеком Иманкуловым и др.
Почти с самого начала действия, по-моему, там, где Баядерка Никия выходит к огню и заставляет высокомерного, даже не танцующего Брамина снять с себя корону и предложить ей все богатства Индии; или может быть чуть позже, когда она тайно бежит на свидание со своим героем-воином, поймала себя на мысли, что помимо моей воли совершается начало странного путешествия в детство. Тогда, когда впервые была сражена этой отринутой, но яростно защищающей свое чувство гордой индийской красавицей, моего почти первого урока любви и рыдания навзрыд, потому что «не суждено, чтобы сильный с сильным» в этом мире.
Но даже сегодня, погружаясь в детство и выныривая, потрясает такое смелое, на первый взгляд, казалось бы, несочетаемое по стилю и жанру построение всех трех актов. Первый акт знакомства с героями - крайне камерный, где каждый из главных героев выходит и танцует свою партию. Брамин - жестами и перстами, Солор своими знаменитыми прыжками, а гуттаперчевая Никия - изгибами и плавными движениями. Но второй акт вносит элемент драмы - пестрота и бурлеск свадебного пиршества с каждым танцем накаляет атмосферу саспенса ожидания выхода обманутой Солором баядерки. Неожиданно веселый ажиотаж на самом его пике разрушается сначала скрипкой, которая начинает протяжно рыдать, а потом таким не в стилистике традиционной подачи - танцевального протяжного, в плавности и длиннотах всех взмахов ее ног и рук - вернись - к своему горе-воину, чтобы снова все резко прервать укусом змеи и превратить плавность линии в стремительную, горячку отчаянной, но возмущенной любящей, обвиняющей в двойной измене. Третий акт - особенный - сюрреалистичный, когда герой уходит в сны, мир теней, чтобы встретиться со своей любимой. Но в этом треугольнике актов именно третья часть объединяет всю камерность начала превращая балет в постмодерновую постановку, из реальности почти в виртуальность.
Наша постановка (смотрела 17 января), как показалось, интересна еще и тем, что в классическом создании образа верности и непреклонности побеждает невозможность жизни без любви как осознанный выбор и уход героев из мира людей в мир теней, и дополнено это с помощью смелой, авангардной внешней атрибутики подачи. Поразила сцена и работа сценографа Эцио Фриджерио (Италия), ажурные столбы со слонами, которые в процессе начинают двигаться и кружиться, росписи и узоры, работа света, рождающая дополнительные эффекты холодных или солнечных оттенков (Виничио Кели), в третьем акте так точно по смыслу появившийся экран с 3D-изображением. Эту мозаику сцены дополняет невероятные костюмы легендарного художника Франки Скуарчапино (Италия), обладательницы Оскара за работу в фильме «Сирано де Бержерак» и, конечно же, незабываемое, импульсивное, скрываемое столько оттенков чувств с помощью движения, пластики, изгибов, почти заламывания и тут же вытягивания в струнку - исполнение примы - Айгерим Бекетаевой. Так одухотворенно, так трепетно, доводящая свой гимн любви в танце пусть и не в мире сем, но обязательно в другом до победного Вместе!