30 января в Алматы состоялся съезд Общенациональной социал-демократической партии. СМИ дали о нем скудную сухую информацию, хотя впечатлений от этого съезда осталось немало, и многие журналисты выдержали мероприятие до конца, несмотря на то, что оно продлилось почти полтора часа.
Драматургия этого партийного спектакля была рассчитана таким образом, чтобы ключевые моменты съезда были погребены под демагогическими пластами, создаваемыми речами назначенных на свои роли ораторов. Скажем, примерно такой же спектакль устраивает правящая партия, однако желание ораторов выступить там вполне искренно — ведь на съезде присутствует сам глава государства, когда еще выпадет шанс проявить себя в мастерстве произносить речи? В случае же с ОСДП практически все выступающие делали это, потому что так надо, в результате их речи изобиловали штампами и редко отличались оригинальностью. Но вал этих словесных штампов был нужен не для того, чтобы, как говорят, раскачать тусовку — за этим словесным забором скрыли то, на чем нельзя было дать наблюдателям из числа собравшейся публики сосредоточить внимание.
Ключевыми моментами съезда были два вопроса — об участии партии в выборах и утверждение партийного списка. И оба этих вопроса были решены еще до съезда, на котором делегаты просто утвердили то, на чем сошлась верхушка партии намного раньше проведения мероприятия. Так, съезд был выстроен таким образом, чтобы по первому вопросу создать видимость дискуссии, ораторы как бы убеждали делегатов необходимости выступления ОСДП на выборах, а по второму вопросу и видимости дискуссии не было — делегатам был зачитан список кандидатов, и за него голосовали оптом, не обсуждая кандидатуры. Это к вопросу о «демократических принципах ОСДП» - видимо, под этим эвфемизмом в партии понимают авторитарный стиль управления.
Ни у кого из делегатов не было ни малейшей возможности возмутиться этим, равно как и поинтересоваться — почему в списке кандидатов социал-демократической партии присутствуют не члены ОСДП. А ведь это же серьезное нарушение Устава партии и насилие над логикой. Кто же эти ценные попутчики (?) членов партии ОСДП и чем они примечательны? Таких несколько, наиболее примечательны из них двое — Зауреш Батталова и Уалихан Кайсаров. Оба — отставные сенаторы, оба — «профессиональные оппозиционеры», неизменно присутствующие там, где назревает какой-то политический проект авантюристского характера. Зауреш Батталова в свое время поработала с «Демократическим выбором Казахстана» в составе группы поддержки Галымжана Жакиянова, Уалихан Кайсаров выдвигался кандидатом в президенты Казахстана от группы Мухтара Аблязова (по крайней мере, использовал именно ее информационные мощности). Словом, у обоих за плечами, скажем так, весьма специфический политический опыт. И этот бэкграунд отнюдь не победителей или сколь ни будь серьезных, весовых личностей даже в своем, фрондерском кругу.
В выступлении Жармахана Туякбая и некоторых других ораторов (в том числе и упомянутых Батталовой и Кайсарова) между строк присутствующим дали понять, что в окончательном виде список был утвержден накануне съезда, когда ОСДП провела внеочередное заседание общественников из Общереспубликанского гражданского собрания (ОГС). Ссылаясь на уникальность этого опыта, партийцам, не попавшим в список кандидатов, однозначно дали понять, что их деятельность на продвижение социал-демократических установок меркнет в сравнении со звездностью персон, попавших в число кандидатов в обход даже членов политсовета ОСДП. В списке оказались преимущественно члены президиума партии. Причем двое из чисто партийных кандидатур, - Максим Андрюшин и Сергей Богатырев (Костанайский областной филиал ОСДП) — по слухам, уже заявили самоотвод из списка или заранее дали понять, что не пойдут в парламент в случае победы. Или они, как однозначно неглупые люди, просто не верят ни в какую победу?.. Примечательно, что сам Туякбай до последнего момента не хотел выставлять свою кандидатуру и сделал это лишь после оглашения списка.
Словом, неверие партийцев в возможность победы, о которой говорили и на съезде, объясняя свой пессимизм тем, что «власти по-своему подсчитают голоса», подтвердилось и таким вот образом — через отказ или нежелание вообще участвовать в предвыборной гонке. Но поскольку момент прошлых президентских выборов для того, чтобы напомнить обществу — мол, есть такая партия, был бездарно упущен, на парламентские выходить пришлось.
С этой точки зрения партийный список — это, своего рода, пассажирский поезд, в случае удачи или в силу кулуарных договоренностей (например, с гарантией не выступать по самым больным темам — о чем мы узнаем после 20 февраля, когда официально стартует агитация) способный подвезти до мажилиса всех, кто согласился приобрести билет. И после публикации окончательного варианта можно будет понять, кто его настоящий пассажир, а кто — так сказать, обслуживающий персонал, а это будут, в основном, сами партийцы во главе с машинистом-Туякбаем.
Доберется ли поезд ОСДП до конечной станции? На этот вопрос хотелось бы ответить встречным: а какой будет прок гражданам Казахстана от этого? У пассажиров наверняка свои задачи — у каждого собственные. И предвыборные обещания ОСДП могут быть в конфронтации с этими задачами. Да и сама партия единой позицией по ключевым вопросам существующей политической конъюнктуры не славится. С одной стороны ее критикуют за отход от идеологии социал-демократии, ключевым понятием которой является интернационализм; с другой — как раз в отсутствии необходимых для того, чтобы расположить титульный электорат, качеств. Эта двоякость в условиях напряженной парламентской работы вряд ли скажется положительно на ее качестве.
Так что избирателям решать — нужно ли, чтобы ОСДП — а точнее, разнокалиберная компания общественных деятелей всех мастей и убеждений, - прошла в парламент?
Сауле Азимхан