Литва предоставила убежище шурину Аблязова Шалабаеву

Шурин бывшего председателя правления БТА Банка Bank Мухтара Аблязова, подозреваемый в хищениях в крупном размере Сырым Шалабаев, которого прошлым летом в Вильнюсе задержали сотрудники «Араса», получил убежище в Литве, передает ИА Kazakhstan Today.

Фото: gobaltia.ru

«Интерпол разыскивал Шалабаева больше двух лет. Предоставить ему статус беженца решил Департамент миграции. Такое решение было принято в результате расследования, длившегося больше 9 месяцев».  Эту информацию подтвердил представляющий интересы Шалабаева адвокат Лаймонас Юдицкас», — отмечает агентство.

В материале отмечается, по словам адваката, на каком основании было предоставлено убежище, раскрывать не будут, поскольку эта информация сродни государственной тайне и ее могут получить только лица, имеющие разрешение на работу с такой информацией, пишет портал DELFI.

Согласно сообщению, решение, принятое Департаментом миграции, в ближайшее время должно быть передано Вильнюсскому окружному суду, который рассматривает просьбу генпрокуратуры Литвы в связи с экстрадицией казахстанца. Выдать Шалабаева просят Казахстан и Украина. По словам Юдицкаса, Департамент миграции перед принятием решения собрал всю возможную информацию как в Казахстане, так в Украине, Латвии, Великобритании и других странах. Разрешение на проживание в разных странах ЕС выданы 15 лицам, связанным с бывшим председателем правления БТА Мухтаром Аблыязовым - это не только родственники, но и единомышленники, работавшие в банке. Правда, Великобритания начала процедуру лишения Мухтара Аблыязова статуса беженца. Статус беженца в Литве в декабре 2014 года получил дядя Шалабаева. Поскольку Литва предоставила Шалабаеву убежище, суд сейчас должен решать, удовлетворить ли запрос об экстрадиции.

«Предоставление Шалабаеву статуса беженца еще не означает, что Литва может отказаться выдать его Украине или Казахстану, однако нет сомнений в том, что эти запросы будут отклонены. В настоящее время Шалабаев находится на воле, Вильнюсский окружной суд изменил меру пресечения. Шалабаев вышел на свободу под подписку о невыезде. У него изъяты документы. Кроме того, он должен был заплатить залог в размере 50 000 евро. В Великобритании суд констатировал, что Шалабаев сыграл главную роль в хищении денег», - говорится в сообщении.

Также отмечается, что находившийся в Великобритании Шалабаев сбежал от суда в Литву. Аблыязов был осужден в Великобритании, однако он сбежал, правда, был задержан во Франции, где решается вопрос его экстрадиции. Шалабаев в Литве арендовал коттедж, сразу же обратился в департамент миграции с просьбой о предоставлении политического убежища. Несмотря на то, что Шалабаев просит политического убежища, казахстанские прокуроры, которые просят выдать его Казахстану, утверждают, что он никогда не имел ничего общего с политикой. Адвокат украинской конторы Ilyashev & Partners Роман Марченко, представляющий интересы банка БТА, сказал, что Шалабаев не имел ничего общего с политикой, никакая угроза его жизни не грозит, если его вернут на родину или в Украину, где его подозревают в растрате или присвоении имущества на сумму как минимум $300 млн.

«Суд над Шалабаевым очень важен для Украины - в последние годы в стране действовало 150 банков, судьба 50 из них похожа на судьбу БТА», - отметил он. По словам Марченко, то, что Литва предоставила казахстанцу убежище - самый большой удар по правосудию. «Уже только то, что казаха, подозреваемого в растрате или присвоение больших сумм, которого искал «Интерпол», 18 декабря 2015 года Вильнюсский окружной суд выпустил на свободу, показывает, что в Литве снисходительно относятся к финансовым преступлениям, - сказал Марченко. - Совершивший такое же преступление Аблязов уже 2,5 года находится во французской тюрьме и ждет экстрадиции, вероятно, в Россию. Хотя Францию никак нельзя назвать недемократической страной, которая не обращает внимания на права человека, однако на ее правоохрану не подействовали десятки просьб выпустить Аблязова на волю, поскольку учли его личность и склонность к совершению преступлений. Шалабаев почти 6 лет прятался в разных странах и нигде ни разу не упомянул, что Казахстан преследует его по политическим мотивам. Об этом он заговорил только тогда, когда понял, что его путешествие прекратилось и придется ответить за свои преступления».

В статье: