Трехъязычное образование – без преувеличений один из самых обсуждаемых вопросов на сегодняшний день. Ясно, что каждого родителя волнует, не нанесет ли вред обучение неокрепшего ребенка иностранным языкам с самых ранних лет. В одной из социальных сетей журналист Жаркын Саленулы задал министру образования и науки Сагадиеву Ерлану Кенжегалиевичу пять вопросов по данной теме. Так как эта проблема касается всех, мы приводим их здесь.
«В нашей стране планируют в ближайшее время массовый переход на трехъязычное образование. В связи с этим возникает несколько закономерных вопросов:
Скоро во всех школах мировая история будет преподаваться только на русском языке, а естественно-научные предметы (химия, биология, информатика, физика) – на английском. Почему не сохраняется возможность, проживая в Казахстане, хотя бы изучать все предметы в школе на казахском языке? Разве это не противоречит Конституции? (В статье 19 Конституции РК сказано: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»
. Не сузится ли сфера использования казахского языка при переходе на трехъязычное образование? Уже со школьной скамьи из казахскоязычного пространства уберут мировую историю и естественные науки. Вместе с тем, если в высших учебных заведениях вышеуказанные предметы (в том числе технической и медицинской сферы) будут давать на английском, это приведет к уменьшению казахскоязычных специалистов в данной сфере (даже если казахский язык преподается как отдельный предмет, специалисты, которые учили профильные предметы на английском, будут англоязычными). Ведь тогда казахский язык будет вытеснен из области естественных наук. То есть, он останется только в гуманитарной сфере и разговорной речи? Разве это не противоречит целям, которые поставил Елбасы? (В послании от 2012 года президент сказал: «К 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни и станет языком повсеместного общения. Таким образом, наша независимость возвеличит наш родной язык, наше главное консолидирующее, достояние всего народа. Отношение к языку, на самом деле, отношение к народу. Поэтому мы не должны оставаться равнодушными).
Согласно намеченным целям в ближайшем будущем в нашей стране увеличится число специалистов, освоивших английский язык. Но не уедут ли грамотные специалисты в научной, технической и медицинской сфере за границу из-за низкого уровня заработной платы в Казахстане (эта тенденция есть уже сейчас)?
Не появится ли непонимание между простым казахскоязычным населением и англоязычными специалистами (ведь они, несмотря на знание казахского, смогут свободно выражать свои мысли только на английском, на котором получили образование)? Вполне может быть, что и представителям СМИ придется брать интервью у технических специалистов на английском языке, а затем переводить. Не опустится ли казахский язык до уровня переводов и бытового использования?
Самая актуальная проблема сегодняшнего общества – вопрос национального воспитания. Не забудем ли мы о нем в погоне за идеей массового обучения языкам и технологиям? А если будущее поколение станет еще более жестоким, чем нынешнее?
В послании от 2014 года Елбасы сказал: «Казахский язык стал языком науки, образования, языком интернета. Наш родной язык стал Вечным языком нашей Вечной Страны. Насколько трехъязычное образование может защитить и развить эту идею?».
Как неравнодушный гражданин, я направил эти вопросы министру в письменном виде. Пользуясь своими законными правами, я ожидаю ответа на свое письмо в оговоренные законом сроки. Как только ответ будет получен, он будет опубликован в СМИ».
Уважаемые читатели, каково ваше мнение по этому вопросу?
Перевод с сайта газеты «Корреспондент»