Родственники погибших в авиакатастрофе 29 января 2013 года под Алматы и сотрудники авикомпании SCAT подписали петицию на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и председателя верховного суда Кайрата Мами, в которой выразили протест в связи с признанием директора летной службы Вячеслава Артеменко виновным в случившемся, передает ИА «NewTimes.kz».
Авторы петиции требуют изменить меру пресечения в отношении Вячеслава Артеменко, признанного виновным в крушении самолета в январе 2013 года.
«В уголовном процессе не может быть доводов, должна быть четкая причина, согласно которой можно установить виновного. В нашем случае, следствие не смогло установить точную причину катастрофы, говоря только о каких-то эфемерных, возможных причинах, да и те не имеют никакой связи с Артеменко. Уголовный кодекс РК говорит о том, что любые сомнения в обвинительной части судебных процессов, всегда трактуются в пользу обвиняемого, а у нас все обвинение построено на только сомнительных предположениях. В результате вопрос только один – как можно приговорить человека к пяти годам заключения, если нет точной причины события, в котором его обвиняют», ― отмечают они.
Напомним, 13 апреля Алмалинский районный суд Алматы вынес приговор директору лётной службы авиакомпании SCAT Вячеславу Артёменко по делу о крушении CRJ-200 под Алматы.
«Артеменко Вячеслава Михайловича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» и назначить по ней пять лет лишения свободы с лишением права заниматься авиационной деятельностью сроком на два года. Отбывание наказания назначить в колонии-поселении, меру пресечения Артеменко Вячеславу отменить на содержание под стражей, взяв под стражу в зале суда. Срок наказания исчисляется со дня задержания», – зачитал приговор судья Алмалинского районного суда Нариман Бегалиев.
Судом установлено, что В.Артеменко нарушил правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, являясь лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, что повлекло авиационное происшествие и по неосторожности смерть 21 человека.
В нарушение установленных правил В.Артеменко допустил к управлению воздушным судном неподготовленный экипаж, что напрямую повлияло на безопасность полета и повлекло авиационное происшествие. В свою очередь, обвиняемый в суде вину не признал. Авиакомпания SCAT также не согласилась с приговором и заявила о намерении подать апелляционную жалобу.
Ранее сообщалось, что комиссией министерства по инвестициям и развитию РК и привлеченными иностранными и отечественными авиаспециалистами было установлено, что основной причиной катастрофы явились неправильные действия летного экипажа во время ухода на второй круг без возможности визуального контакта с наземными ориентирами из-за ожидаемых сложных метеорологических условий, неприведение в положение «на себя» штурвала для набора высоты самолета, который находился в интенсивном снижении. Собранные фактические данные показали, что нарушения, допущенные пилотами, состоят в причинно-следственной связи с ненадлежащей организацией летной работы в авиакомпании.
Однако в ходе судебного разбирательства было выяснено, что в «Окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия» не установлены однозначные причины, приведшие к крушению воздушного судна.
Самолёт авиакомпании SCAT Bombardier CRJ-200 сообщением «Кокшетау-Алматы» потерпел крушение возле посёлка Кызылту Илийского района Алматинской области 29 января 2013 года. Пять членов экипажа и 16 пассажиров, находившиеся на борту, погибли.