К. Ергазиев: Только правильное знание мыслей и образа жизни Пророка Мухаммеда является заслоном от экстремизма

Можно заметить интересный парадокс, те мусульмане или как минимум, люди, выступающие от имени Ислама и которые привержены экстремизму, радикальным религиозным взглядам, на самом деле не знают или же не смогли постичь сути жизни Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и сути Ислама. Хотя Ислам – это есть следование сути жизни Посланника Аллаха, воплощение в жизнь донесенных им истин и принципов. Ведь он был образцом и эталоном понимания одной из божественных религий, самым большим и верным толкователем Корана. В Коране говорится: «Скажи (О, Посланник Аллаха), если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий и Милосердный» (Св. Коран, сура 3, аят 31)».

Жизнь Пророка была проявлением мягкости и доброты, милости и милосердия, прощения и высокой этики, что первично в божественной религии, в частности в Исламе. Умение жалеть и прощать было в нем настолько велико, что даже непримиримые враги могли найти прибежище под крылом его человечности, милосердия.

Однако, пренебрегая истиной гласящей, что Посланник Аллаха был самым высоконравственным и милосердным человеком, радикалы никак не стремятся проявлять человеческую доброту и мягкость. Милосердие, этика и высокая мораль у них никак не в приоритете, более того, они отвергают эти божественные качества в практической жизни, хотя теоретически могут и верить, и принимать их, да и то, в своем узком понимании. Напротив, в прямую противоположность сути жизни Посланника Аллаха, у радикалов резкость, жесткость, неприязнь, а у некоторых сфокусированность на мести могут быть первичными. Радикалы не ставят на центральное место «ахляк» (высокую нравственность»), а наоборот, внушают своим приверженцам быть «отчужденными от других». Делается упор не на то, чтобы «человечностью, милосердием овладеть сердцами других» (что должно быть), а наоборот на то, «чтобы сломать другого». Этому в немалой степени поспособствовали вырванные из контекста некоторые ситуативные аяты Корана и хадисы. Литералистское их понимание, нередко неправильные их смысловые переводы, вырабатывают неприятие, враждебное отношение и отдаляет радикалов от социума, культурных ценностей и традиций, последователей других религий, и воззрений, т.е. так называемых «инаковых», которые не вписываются в их узкие рамки достойных уважения.

Таким образом, жизнь правоверного мусульманина (следующего примеру Пророка Мухаммеда) должна быть стремлением выработать в себе качества настоящего человека, нравственность и благонравие, которые проявляются в жизни верующего как искренность, мягкость, соучастие к другим и развитое чувство милосердия, а также толерантность и порядочность. Его сердце и душа должны быть широко открыты ко всем, и он должен быть преисполнен человечностью, заботой и любовью к окружающим его людям. Выражаясь иначе, если сердце последователя Пророческого Ислама преисполнено любовью к Всевышнему и его созданиям и нет места для ненависти и злобы, то сердца радикалов преисполнены злобой и ненавистью, которые сторонятся и чураются людей. Поэтому уверен, что только правильное знание мыслей и образа жизни Пророка Мухаммеда является заслоном от экстремизма.

Кайрат Ергазиев,

 Специалист-теолог

ГКП "Центр исследования

проблем религий" ЮКО