Совсем недавно мне посчастливилось съездить к своим нагашылар (родственники со стороны мамы) в Аркар – аул, расположенный в Балхашском районе Алматинской области, где-то между Баканасом и Караоем. Возможно, вы никогда не слышали об этих местах, но их можно найти на Google maps. Короче, богом забытое место. Я не был в этом месте 23 года, и в честь такого события по приезду мне сразу подарили корову. Я ее, конечно же, увезти не смог, но зато знаю, что где-то в этом мире у меня есть собственная буренка.
Живет в Аркаре 30-40 человек. Люди занимаются рыболовством, охотой, разводят скотину. В ауле имеется начальная школа, в которую ходит 5 человек, имея штаб в 4 человека – уборщица, учитель, директор и электрик. Когда ребенок заканчивает школу, то есть два пути: либо он учится интернате в соседних более крупных городах, либо вся семье переезжает, чтобы сын мог учиться и в то же время быть окруженным домашним теплом. Бывает, что переезжает только мама ребенка, так как отец не умеет ничего другого, кроме как охотиться и рыбачить.
Те, кто постарше и уже вырастили сыновей особо ничего не делают. Основное их занятие – возиться с внуками и пить водку. Раньше здесь было много больше людей – где-то 150 человек. Многие просто бросили дома и уехали, и теперь в ауле стоят никому не нужные хибарки. Кто-то снес свой дом, а точнее разобрал его, погрузил в грузовик и уехал. Большинство людей уезжает в Караой. Мои нагашылар тоже думают переехать туда со временем. Мой дядька купил там дом, но с неисправной печкой и крышей. На днях он как раз собирался съездить в свой новый дом и начать его ремонт. Оказывается, специалист по печкам сейчас тоже строит дом, и чтобы попросить его помочь с ремонтом, мой дядька решил составить компанию специалисту по печкам, который его знакомый. Знаете, в таких отдаленных местах все либо родственники, либо знакомые.
Кухня у них не отличается особым разнообразием. На завтрак – мясо. На обед и ужин тоже самое. Как-то утром в 8 утра передо мной поставили тарелку с мантами – это был мой завтрак. Я, конечно, не фанат бешбармака, куырдака и мант на завтрак, но все равно ел, ведь моя татешка очень переживала, если я вдруг переставал засовывать еду в рот и пить чай. Так как охота и рыбалка процветают, то обязательными ингредиентами меню являются рыбные котлеты, мясо фазана и зайца. И это очень вкусно, я вас уверяю. Реже на стол попадает косуля – во истину, пища богов.
Все лето в районе поливали дожди. Уровень реки Или из-за этого сильно поднялся. Обычно в Аркар всегда вела сухопутная дорожка, но только не в этом году. В этом году аул отрезало от мира, и добраться до него можно только посредством моторных лодок – минут 30 по реке заросшей камышом.
Мы с отцом приехали. Я выхожу такой – мальчик лето: в очках, шортах, футболке. Нас встречают мои братья: в штанах, зимних шапках а-ля гопота, куртках.
- Вы что далбичи? Лето на дворе, - хочется мне сказать.
Они скептично осмотрев мой прикид, протягивают шапку, куртку и настоятельно рекомендуют это все одет. Ибо иначе – ты станешь кормом для комаров. Лица серьезные у парней, таким принято верить. Одеваешься. Машину оставляешь на берегу, там ее никто не трогает. По приезду на остров натягиваешь шапку как можно сильнее, поднимаешься ворот куртки как можно выше – комаров просто немеренно! В ушах стоит гул, смотришь на людей вокруг и понимаешь, что точно такой же рой тварей клубится и над твоей головой. А идти до дома 10 минут. И эти 10 минут очень-очень долго тянутся..
Рыбалка и охота здесь конечно на уровне. Закидываешь спиннинг и на тебе жерех. Прикормил кукурузой и на тебе сазан. Говорят, закинешь донную удочку и на тебе сом, но сомов мы не ловили. А еще здесь есть рыба, которую местные кличут змей-головой или жыланбалык. Мы, к всеобщему удивлению местных, не поймали ни одной такой, но я так подозреваю, что это угорь. Говорят, эта рыба сжирает всех остальных, быстро и методично. По легенде ее в Или запустили китайцы, но так это или нет на самом деле, я не знаю. Пацаны охотились на фазанов, но я пропустил это дело – охота это не мое. Но мой двоюродный брат, который специально для нас приехал из Караоя очень старался, так как его новая начальница, когда отпускала его с работы, попросила привезти рыбы и птицы. Так как работа здесь в большом дефиците, слова начальника – закон.
Работы здесь на самом деле не много. В самом Аркаре, кроме школы вообще негде работать. В Караое есть рыбный завод. Люди везут наловленную рыбу туда и сдают ее за 350 тг за килограмм. А потом рыбный завод продает людям копченую рыбу за 1000 тг/килограмм. Этот завод принимает даже протухшую рыбу. Правда, за гроши. Из этой рыбы делают какие-то корма или удобрения.
Большая удача, если подстрелишь кабана – его можно сдать за 500 тг/килограмм. Одно время люди радовались, когда пошел слух, что будут открывать завод по приему камыша для производства корма для животных, но завод так никогда и не заработал. А такого добра, как камыш, здесь навалом.
В общем, с работой здесь реальный напряг. Ее в районе попросту нет. А если и есть, то только за деньги, за коров да по знакомству. А сейчас, во время кризиса, и по всем трем статьям сразу. Кроме финансовых затрат, ты еще и становишься должен человеку. Так как аулы в округе все маленькие, все друг друга знают, и нужно быть готовым, что человек, который устроил на работу, скажем, твоего сына, в любой момент может прийти к тебе домой, и ты его примешь, накормишь да еще выслушаешь претензии. Он же тебе помог и ты ему обязан. Я слышал историю, как один парнишка платил 15000 тенге в течение года своему такому благодетелю. И это кроме лошади, которую он задарил поначалу. Вот это настоящая казахстанская реальность. Коррупционная система, которую, мне кажется, никто никогда не победит. Кстати, заработная плата в размере 50 000 тенге здесь считается огого какая большая.
Пока молодежь работает и пытается прокормить свои семьи, пенсионеры ходят друг к другу в гости и собираются за дастарханом. Выпьют по несколько рюмочек водки и настает момент бесконечных историй и дискуссий по истории Казахстана, кто какого ру и что несправедливо то, что если за столом нет торе (потомки чингизидов) или кожа (потомки арабов), первое слово предоставляется жалайырам (это такой казахский ру). Про разделение на жузы и роды у меня тоже есть история.
Мой отец после института работал в Баканасе – это районный центр. И частенько ездил на инспекции по селам и аулам. Как это принято у нас, в честь приезда инспектора, ему накрывают стол. Отец мой, как и все его предки и дети, принадлежит роду кожа и право первого слова всегда предоставлялось ему. Он говорит, что это жутко не удобно, когда ты молодой, а говорить надо первому, ведь за столом полно стариков. Зато, таким образом, он научился отлично произносить тосты и речи. В аулах к разделению на роды относятся очень серьезно и это незыблемый закон в здешних местах. Во время одного застолья в Аркаре, сидела молодая девушка. Взрослые напились и начали приставать к ней с вопросами о том, какого она рода. Она ответила, что она бериш (ру младшего жуза). И все такие:
- Ооо, из Атырау! Какими ветрами тебя занесло сюда?
- Я приехала на учебу в Алматы. Начала встречаться с парнем, влюбилась. Мы женились. А потом он привез меня сюда.
На самом деле, жизнь в аулах меня сильно впечатлила, как будто на меня вылили ведро горячей лавы. Такой контраст с моей городской жизнью, что очень тяжело описать словами. Это как яркое, зеленое, цветущее дерево среди желтого камыша. Или наоборот. Красиво и очень грустно.
Когда я уезжал, с меня взяли обещание, что я буду приезжать чаще, чем один раз в 23 года. И я буду. В один день, я брошу все и начну писать книгу. Тогда я займу комнатушку с ковром на стене, покрытой известью, в доме у своего дядюшки, и приступлю к делу. Ему, между прочим, исполнится 60 лет через 2 недели. Надо будет не забыть позвонить. Внимание – самое главное и бесценное, что мы можем дать нашим стареющим родителям.
По дороге домой нас хотели оштрафовать местные гаишники за рыбу в багажнике, но это уже совсем другая история.
Айдар УАЛИХАН