Археолог создал галерею геоглифов в Мангистау

В горной долине Айракты-Шоманай впервые в Мангистауской области появилась галерея геоглифов, их создал местный археолог и историк Андрей Астафьев, передает МИА «Казинформ».

Фото: inform.kz

Все они разного размера, самый большой — 350 на 270 метров. Сверху на них открывается потрясающий вид. Работа историка дает дополнительный стимул развитию туризма в регионе.

                                  

«Я всегда рассматриваю природные объекты с точки зрения туристской привлекательности. Столовая гора Айракты (от слова «стол», то есть гора с ровной вершиной) для Мангистау явление уникальное. На нее можно взобраться, панорама хорошая, но посмотреть особо не на что. И вот два года назад родилась у меня идея создания геоглифов. Подобрал рисунки — петроглифы здешних кочевников, всегда привлекала их гениальная одноросчерковая простота и легкость сюжетных линий, а также технику для изготовления геоглифов», — рассказал автор проекта, историк и археолог, заслуженный инструктор по туризму РК, фотограф и дизайнер Андрей Астафьев.

                                  

Теперь геоглифы, уже привлекающие к себе внимание, повысят посещаемость этноаула, историко-культурного центра Адай-ата и вершины горы Отпантау. При их создании Астафьев применял систему навигации, пространственное ориентирование, квадрокоптер для корректировки, автомобиль, некие приспособления для сбивания растительности и обычная лопата. Процесс создания устойчивой линии, подчеркивает создатель геоглифов, требовал не менее шестикратного прохождения «кистью» по одному месту.

                                  

Это изображение священного архара. Изображение 150 на 110 метров, за основу взят рисунок со стены мавзолея 17 века из некрополя Бельторан. Изображения архаров одна из излюбленных тем петроглифов Мангистау.

Второй — кентавр степей (330 на 280 метров). За основу взят рисунок со стены мавзолея 16-17 веков из некрополя Кентти-баба. Это изображение послужило прообразом при создании логотипа Мангистауской области.

                                  

Третий геоглиф — солнечный верблюд (270 на 350 метров). За основу взяты изображения на камне в долине Айракты-Шоманай и стенке некрополя Калипан. Изображение верблюда стало эмблемой музыкального конкурса «Жахан дала». Там же присутствует шанырак, олицетворение домашнего очага. Такое изображение имеется на стенах некрополя Калипан в Мангистау.

Четвертый геоглиф: ладонь предка (150 на 160 метров), за основу взят рисунок на портальной арке скальной мечети Шакпак-ата.

Последний геоглиф — это космогоническое божество (415 на 170 м), за основу взято изображение на кулпытасе 19 века некрополя Карагашты-аулие.

                                  

«Возможно галерея геоглифов будет дополнена», — уточняет автор.