Больницы Алматы готовы к обязательному социальному медицинскому страхованию

С 1 января 2018 года население Казахстана получит право на медицинскую помощь и выбор организации здравоохранения через систему обязательного социального медицинского страхования (далее ОСМС). Сбор взносов и отчислений для отдельных категорий плательщиков в Фонд социального медицинского страхования стартует уже с июля 2017 года, а с начала следующего года ФСМС начнет выполнять функции финансового оператора по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи и стратегического закупщика медуслуг.

Главный врач Алматинского кардиологического центра Алмат Кодасбаев рассказал ИА «NewTimes.kz» о преимуществах новой системы, подготовке к внедрению и о том, что изменится для врачей Казахстана при ОСМС.

Фото: Казахстанская правда

Уже с июля работодатели начнут делать первые взносы в ФСМС, а с января система заработает полностью, как готовятся медицинские работники к новой системе?

― Подготовка к внедрению обязательному социальному медицинскому страхованию это очень долгий процесс. Однако, уровень медицины Казахстана очень развит, поэтому общий переход к страховой системе будет не сложным. Есть медицинские организации, которые соответствуют всем требованиям и условиям страховой медицины. Они выполняют очень сложные, дорогостоящие хирургические вмешательства, у них хороший подход к пациентам, они готовы. Сейчас стоит другая задача, подготовить пациентов, нуждающихся в медицинской помощи.

Проводятся ли в больницах обучение? Как персонал медучреждений в целом относится к проводимой реформе?

― С 2016 года работает штаб по подготовке к обязательному медицинскому страхованию и в каждой медицинской организации они проводят тренинги: Что представляет из себя ОСМС, как мы должны действовать при переходе на страховую медицину как частное лицо, как предприятие, как государственная организация, к чему мы должны быть готовы при переходе на социальное страхование. Конечно, с января месяца то, что  мы оказали помощь по высокотехнологичной медицине и другие методы, мы это будет продолжать. Особо вид или услуга медицинской помощи не меняется при переходе на ОСМС.

А что насчет персонала, они относятся очень положительно, не смотря на то, что при страховой медицине требования будут очень жесткие, контролирующая система по страховой медицине будет работать жестче. По оказанию помощи мы должны быть всегда на высшем уровне и соответствовать требованиям современной страховой медицины. Кто не соответствует, тот в дальнейшем не будет функционировать.

Вы, как главный врач кардиологического центра, можете рассказать, как ваша больница готовится к ОСМС?

― В специальном обучении наш персонал не нуждается, так как их тактика, ведение пациента, лечение не меняется при переходе на ОСМС. Как они оказывали помощь, они так и будут продолжать, только будет усиливаться контроль качества оказываемых медицинских услуг. Мы должны соответствовать конкурентоспособной сфере, очень много будет у нас конкурентов. Кто ранее кардиологической проблемой не занимался и хочет заняться при ОСМС конечно у них будет большая проблема. Вот они должны готовиться, и перестраиваться на новую систему. А мы как экстренной кардиологической помощью занимались, так и будем заниматься и развивать.  Например, у нас при поддержке акимата города Алматы открыт новый операционный зал, он соответствует мировым стандартам. Также установлен новый ангиографический аппарат, который выпущен недавно с новыми видами обследования и лечения. Таким образом мы еще на одну ступень выше будем оказывать помощь на современном уровне, это тоже я считаю подготовкой к страховой медицине.

А что по поводу информационных систем, вы уже учитесь по ним работать?

― Новая система у нас внедряется, полностью будем переходить на цифровые технологии. Вся информация, касающаяся пациентов и их обследования, будет в цифровом формате. При переходе на страховую медицину это первое требование. Любой пациент может в своем электронном кабинете посмотреть за ходом лечения, поэтому наша организация сейчас осваивает новые методы медицинской информационной системы. До конца года мы это все полностью включим.

Как вы считаете, не будет ли внедрение социального медицинского страхования отвлекать врачей от их текущей работы или же наоборот облегчит некоторые моменты?  

― В основном при переходе на страховую систему ничего не меняется. Кто к нам обратиться, мы всех должны обслуживать на высшем уровне, а регистрацией, прикреплением, этим всем занимается поликлиника, тут мы будем оказывать высокотехнологичную помощь, только стационарно. От основной работы наш персонал отвлекаться не будет.

Расскажите, как будет действовать ОСМС для обычных людей? Какие плюсы несет в себе страхование?

― Во-первых, пациент будет иметь право на выбор медицинской организации и врача, поэтому те, кто хорошо работает, кто умеет хорошо работать, к ним будут чаще обращаться пациенты. Во-вторых, пациент, не смотря на свое место жительства, возраст и пол имеют полное право на выбор клиники. Они могут находиться далеко от Алматы, но обратиться к нам. Тогда мы не будем ссылаться на то, что это не житель города Алматы, прописки нет или не прикреплен, отказа с нашей стороны не будет. Мы обязаны оказать высокотехнологическую медицинскую помощь. Также для пациента это дает очень большую возможность без очереди, без сложности, в любое удобное время обратиться за помощью.

Как вы думаете, внедрение обязательного медицинского страхования изменит ли что-нибудь в больницах?

― Новая система дает очень большую конкуренцию между специалистами. В частности, нам, потому что в Алматы много кардиологов и кардиологических центров. Если специалист будет соответствовать, очень хорошо лечить, конечно, к нему будут приходить много пациентов. В ежедневной работе особых изменений не будет, но для хороших специалистов вначале будет большая нагрузка.

Улучшится ли качество оказываемых услуг в связи с конкуренцией?

― Врачи, которые будут работать по новой системе, будут стараться оказывать качественные медицинские услуги. Если в своей работе они будут хромать, к ним никто не будет ходить.  Кроме того, они будут нести большие штрафные санкции со стороны контролирующих органов по качеству медицинских услуг. Это будет отдельная организация по контролю за качеством.

Как изменятся тарифы? Будет ли внедрен единый тариф?

― Мы не частная клиника, тариф мы не можем поднять или изменить. Все будет в рамках гарантированного объема медицинских услуг, утвержденным государством.

По вашему мнению, что нужно делать для того чтобы система была успешно внедрена?

― Самое главное это правильное понятие граждан. Многие люди с сомнением смотрят на эту систему здравоохранения, они думают, если сам я здоров, зачем мне платить. Конечно, здесь самое главное это солидарность, универсальность этой системы. Каждый здоровый человек будет платить за больного, богатый за бедного. Это коллективное вложение не только за свое здоровье, но и за здоровье всех граждан Казахстана.

Кроме того, есть уже утвержденная форма баннеров, буклетиков и видеороликов. Эти буклеты мы раздаем во всех поликлиниках, всем пациентам. Во время разъяснительной работы мы объясняем населению, что из себя представляет эта новая система и как работает нынешняя, почему мы переходим на страховую медицину. Все разъясняем и стараемся довести до жителей Казахстана, чтоб они правильно поняли, что такое обязательное социальное медицинское страхование.  До ОСМС у нас действует государственная система плюс добровольное медицинское страхование. Хочу отметить, что добровольное страхование остается, но там есть определенная система и лимитировано оказание мед услуг. При переходе на ОСМС таких ограничений по объему оказываемых медуслуг не будет, не смотря на то, мало он платил или больше, всем будет оказана помощь на высшем уровне в неограниченной сумме.

Что вы можете посоветовать тем, кто боится новой страховой системы учитывая прошлый опыт?

Когда в первый раз внедряли страхование экономически страна не была готова, развитие было другое и уровень медицинских учреждений ниже, они тогда не владели таким запасом знаний, такими возможностями по оборудованию, по кадрам.  Сейчас уже более развитая медицинская система и возможности другие. Мы медицинский арсенал Казахстана сможем сейчас оказать достойную медицинскую помощь, которая соответствует требованиям страховой медицины.

В статье: