В Алматы туризм развивается с каждым годом все более активно. Как ведётся работа по созданию положительного имиджа города и развитию внутреннего и внешнего туризма, - своим видением дальнейших перспектив развития туризма поделился в интервью ИА «NewTimes.kz» руководитель Управления туризма и внешних связей города Алматы Ерлан Жайлаубай.
Ерлан Дуйсенбекұлы, по статистике каждый пятый гость, приехавший в нашу страну, побывал обязательно в южной столице. Это говорит о том, что интерес в мире к Алматы все больше повышается.
– Да, это действительно так. Алматы остается крупнейшим мегаполисом с интенсивно развивающейся сервисной и туристской инфраструктурой. Город с 1000-летней историей, уникальным природным ландшафтом, духовно - культурной энергетикой и неповторимой атмосферой, один из транзитных пунктов Великого Шелкового Пути. В городе функционируют порядка 166 мест размещения, 569 работающих туристских организаций, 2076 объектов общественного питания, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок.
Город богат своим прошлым – археологическими, историческими и архитектурными памятниками, предметами старины, собранными в многочисленных музеях. Особую ценность турпродукту Алматы придают исторические и природные памятники Алматинской области. Это пять национальных парков, объекты культурного наследия ЮНЕСКО - петроглифы Тамгалы, городище Тальхиз и др. Все это, конечно, привлекает иностранных туристов. В данном случае, Алматы можно позиционировать как отправную точку для посещения указанных достопримечательностей.
Но потенциал города еще далеко не исчерпан, и сейчас активно ведется работа по продвижению города Алматы как туристской дестинации. Что включает в себя эта работа?
— Сейчас ведется масштабная работа для продвижения туристского потенциала города на международном уровне. Налаживаются взаимоотношения и контакты с мировыми компаниями. В рамках позиционирования Алматы как основного туристского центра Казахстана на Шелковом пути с развитой инфраструктурой ведется работа с крупными туроператорами фокусных рынков Китая, Ирана, Индии, России.
С этого года на профессиональных туристских выставках в Лондоне, Сингапуре и Барселоне Алматы будет представлен на отдельном стенде для продвижения алматинского турпродукта. Проводится ротация роликов об Алматы на телеканале Би-Би-Си. Здесь будут показаны 4 видеоролика с количество ротаций 1824 раз. Запущена рекламная кампания на телеканале Евроньюс. Таким образом, мы заявляем миру, что есть такой город Алматы.
В скором времени откроется ТОО «Туристский информационный центр», который будет правильно позиционировать город, приводя требования к мировым стандартам. Утвержден новый логотип и ключевой слоган «Алматы – город тысячи красок». Туристский бренд города выполнен с учетом современных трендов и с сохранением культурно-исторических традиций.
На сегодня в Алматы насчитывается около 500 туристских компаний, большинство из которых работают на выезд туристов. И не так много турфирм, которые работают на прием гостей, качественное обслуживание их пребывания. Мы работаем над этим. Если в прошлом году город посетило около 800 тысяч туристов, это 18,8% туристов от общего количества посетителей в РК, то в этом году число возрастет. К тому же, с начала года действует безвизовый режим для граждан 56 стран мира. По упрощенному порядку в рамках ADS-соглашения в Алматы приезжают туристы из Китая. Мы ожидаем позитивный эффект от внедрения 72-часового безвизового режима для граждан КНР, следующих транзитом казахстанскими авиалиниями в третьи страны через международные аэропорты Астаны и Алматы. Алматы является крупным транспортным хабом Центральной Азии и нынешняя пропускная способность Международного аэропорта города соответствует возможности открытию данного режима. Данная мера повысит привлекательность города как туристского центра.
Все же Алматы привлекает к себе большое внимание гостей своей активной деловой жизнью.
— Да, Алматы притягивает туристов своей политической, финансовой, научной, торговой, культурной, спортивной и туристской жизнью. К примеру, ежегодно на «Атакенте» проходит более 60 выставок. А до конца года пройдут еще сотни мероприятий. Это многочисленные конференции, семинары, форумы и др. На днях прошёл в городе инновационный форум с участием зарубежных гостей из многих стран. Создан специально событийный календарь.
Активно развивается медицинский туризм. Большой популярностью пользуются городские больницы. Приезжают жители не только из других городов, но и стран. Иностранцы едут подлечиться, поставить имплантаты, так как у нас дешевле. Алматы является центром и шопинг - туризма. Для отдельных гостей, к примеру, из Индии, увлекателен шопинг, начиная от Есентай Молла и заканчивая барахолкой. Очень много людей приезжает закупать товары на наших оптовых рынках из отдаленных регионов страны, особенно перед учебным годом, свадьбами или кудалык. Это чистейший туризм.
Расскажите, пожалуйста, о создаваемых новых удобствах для туристов. Ведь заработали новые программы, открылся новый кластер.
— Для осведомленности и удобства нахождения туристов в городе будут созданы система городской навигации к объектам городских достопримечательностей и мобильная версия путеводителя города, запланировано обустройство пеших троп в горах. Для контроля качества объектов размещения и общественного питания будет реализована программа «Alma Q» по аналогии с программой «Recommended by Universiade» (Рекомендед бай Юниверсиейд), которую провели во время Всемирной зимней Универсиады-2017.
И также благодаря Универсиаде-2017 в Алатауском районе появился новый туристский кластер «Алатау». Это театр традиционных искусств, мультимедийный центр традиционной музыки, центр ремесленников, завершаются работы по запуску кафе национальной кухни и зала торжеств.
Хотел бы еще отметить, что наряду с программами поддержки предпринимателей «Алматы Өнім» и «Алматы Инновации» работает специально созданная для представителей турбизнеса программа «Алматы Туризм». Совместное финансирование акимата города и Фонда «Даму» на паритетной основе осуществляется через банки второго уровня. Для участия в программе предприниматель должен быть зарегистрирован в Алматы и реализовывать свой проект в городе. Также в этой программе могут участвовать стартап проекты.
Сейчас Алматы, являясь крупнейшим и наиболее развитым мегаполисом Центрально-Азиатского региона, активно участвует в организации ЭКСПО. Пять компаний города являются официальными туроператорами выставки. Сформирован волонтерский корпус из 900 студентов вузов. Вместе с рекламно-информационной продукцией туристского потенциала города распространяются флаеры и буклеты с информацией об ЭКСПО в Международном аэропорту, Центральном государственном музее РК, Республиканском музее народных музыкальных инструментов имени Ыхласа, Парке культуры и отдыха, на Кок-Тобе и в 33 крупных гостиницах города.
Согласитесь, слагаемыми успешного туризма является наличие хороших гостиниц и ресторанов.
— Соглашусь. В Алматы развит гастрономический туризм. Туристы любят хорошо покушать. В городе насчитывается порядка двух тысяч кафе и ресторанов, а это - более 50 различных национальных кухонь. Европейская, восточная кухня подразделяется в свою очередь еще на несколько видов. Среди них немало хороших заведений с национальной кухней, куда с большим интересом приходят поужинать не только местные жители, но и иностранные гости.
Недавно в Алматы прошел III международный гостиничный форум. Здесь участники обсуждали проблемы развития гостиничного рынка в непростой период экономической нестабильности. Сегодня гостиницы на рынке борются за своих клиентов, предлагая различные дополнительные услуги в отелях. Ведь нужно не просто пригласить туристов, но и разместить их в достойном отеле. Для продвижения как туристического центра необходимо развивать систему недорогих отелей уровня «три звезды» с комфортными условиями по доступным ценам. Появились хостелы, что тоже радует, конечно. Всего по городу 166 гостиниц и хостелов.
Сотрудникам вашего управления приходится решать немало вопросов, вести учет, собирать информацию. Как вы справляетесь?
— Управление туризма и внешних связей Алматы было создано в 2012 году. Работают в нем всего 18 человек, в том числе и три аналитика. Конечно, мы взаимодействуем с другими организациями, управлениями предпринимательства, природопользования и др. Невозможно решать все вопросы только нашими силами.
Сейчас ведется нами большая работа, можно назвать ее подготовительным этапом. Проводим инвентаризацию, устанавливаем систему статистки, идет сбор и анализ собранной информации и др. Для правильной оценки ситуации, определения эффективности принятых мер, нам нужно методологически посчитать точное количество туристов. Сколько он денег тратит, на какие услуги и др. Мы хотим улучшить это количественное составляющее. Эта работа нам нужна, цифры важны для налаживания учета, анализа и мониторинга. Подсчётом занимаются сотрудники отдела внешних связей управления. До конца года мы планируем завершить эту работу. В перспективе на следующем этапе - работа по повышению культуры работников сферы услуг, в том числе и таксистов, водителей общественного транспорта, продавцов, сотрудников патрульной службы и др. Перспективы развития отрасли требуют повышения уровня сферы услуг.
И недавно нашим управлением совместно с ЮНВТО и Всемирной федерацией ассоциаций туристских гидов был организован двухнедельный международный тренинг для гидов-экскурсоводов по Шелковому пути.
По-вашему, у Алматы, как и у страны, есть ли все возможности стать центром с развитой туристкой отраслью?
— Конечно, я уверен в этом. Об этом во вторник заявил сам Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Т. Рифаи, посетивший Астану. На заседании Правительства РК он дал рекомендации по развитию туристкой отрасли страны. Рифаи считает, что у Казахстана хороший потенциал для того, чтобы стать страной с развитой туристской отраслью. Для этого необходимо продолжить совершенствование визовой политики, либерализацию законодательства в туристской отрасли и принять меры по продвижению странового бренда. В этот день был принят проект обновленной Концепции развития туристской отрасли до 2023 года. По концепции планируется создание шести региональных культурно-туристских кластеров: «Астана – сердце Евразии», «Алматы – свободная культурная зона Казахстана», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота», «Единство природы и кочевой культуры». С учетом специфики регионов будут развиваться новые направления туризма - сакральный, кемпинговый, гастрономический, охотничий, этнографический, социальный и другие.