Третья волна модернизации казахстанского общества

За 20 с лишним лет независимости Казахстана проделана колоссальная работа во многих сферах общества: в здравоохранении, экономике, образовании, политике, социальной сфере. Казахстан прошел нелегкие этапы политического реформирования и экономической модернизации и переходит к третьему этапу модернизации. О программе и задачах третьего этапа говорит Президент Н. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Цель модернизации общественного сознания – это трансформация и изменение мышления казахстанцев посредством адаптации к лучшим мировым трендам и новым требованиям современного мира, но с учетом особенностей культуры, национальных традиций и истории.

В своей статье Президент отметил, что модернизация сознания должна опираться не только на культурные достижения и сохранение истории, но и на образование.  Не секрет, что стремление к образованию – это одна из главнейших характеристик казахстанского общества. Более 80% выпускников школ продолжают получать знания в стенах вуза и средне-специальных учебных заведениях, когда как в Англии этот показатель составляет 20-30%, остальные 80-70% - студенты из других стран. По охвату населения начального образования Казахстан достигает 100%, тогда как в других постсоветских странах – ниже.  Беспрецедентная Международная президентская программа «Болашак», которая начала свою деятельность на заре независимости, до сих пор существует. В других же постсоветских странах, например, в Кыргызстане, аналогичные программы давно свернуты из-за отсутствия финансового обеспечения. И поэтому неудивительно, что Казахстан по бюджетным затратам на образование в ряду передовых стран мира.

Много нового привнесено в сферу образования, но реформирование продолжается. В нашем государстве не первый год на всех уровнях системы образования активно действует программа трехъязычия. Повсеместно, в средних общеобразовательных школах, вузах предметы ведутся не только на русском и казахском, но и на английском языках.

В вышеуказанной статье Президент предлагает ввести новый проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», а именно акцентировать внимание на гуманитарном образовании. Именно гуманитарии способствуют формированию мировоззрения, мышления, грамотного и красивого языка, становлению человека как личности. И именно гуманитарии помогают молодежи принимать все лучшее, все новое, учат их быть готовыми к переменам, и таким образом формируют открытость сознания. То, что делает гуманитарная интеллигенция историки, политологи, философы, социологии и другие с молодыми людьми невозможно сосчитать, увидеть или потрогать потому как сфера их деятельности – духовная. Именно они формируют души, мысли, сердце и разум человека. И в своей статье Президент еще раз подчеркнул важное значение гуманитариев и гуманитарного знания для дальнейшего успешного развития и процветания нашей страны.      

Каждый гражданин Казахстана должен понимать, что образование – фундамент всей жизни. И это первый кирпичик к успеху как самого гражданина, так и всей страны. Важно сохранить приоритет образования у молодежи. Обратить образование в наиглавнейшую ценность подрастающего поколения. За образованной молодежью – успех всей нации.

Но на мой взгляд, развитие Казахстана невозможно если граждане страны не будут любить свою Родину. И Президент страны Н. Назарбаев в данной статье ясно высказывает мысль, что патриотизм начинается с любви к малой Родине, то есть с любви к своему месту рождения. Президент предлагает внедрить программу «Туған жер» (Родная земля), которая в последующем перейдет в более широкую – «Туған ел» (Родная страна/Родина), то есть сквозь призму любви к своему аулу, деревне, городу развить любовь ко всему Казахстану.

Малый патриотизм может проявляться в мелких, каждодневных, никем незамеченных делах. Как хорошо и добросовестно выполненная работа. Как чувство ответственности перед людьми, коллегами, своей семьей. Как чувство милосердия и стремления помочь старым и больным родственникам, соседям или просто прохожим, инвалидам. Как поддержка казахстанского бизнеса через потребление товаров и продуктов местного производства. Как знание или обучение языку государства, в котором родился и живешь.

И трехъязычие, и формирование открытого сознания, и патриотизм, и модернизация общественного сознания повышает не только ценность каждого казахстанца, но и конкурентоспособность всей страны.

Модернизация общественного сознания – это вызов времени, потому как стремительное развитие мира и стремление занять передовые позиции среди других мировых держав требуют от Казахстана общества нового формата с новым мышлением. Она необходима для осознания каждым гражданином куда и зачем направляется наша страна и чем индивидуально каждый может помочь в том, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей. Ведь без единого общественного согласия невозможно реализовать планы и стратегии развития нашего государства, занять свою нишу в мировом пространстве. И это никто другой не сделает вместо нас. И как бы это громко не звучало, но от каждого из нас зависит будущее Казахстана. 

Анар Уызбаева,

Phd, ассоциированный профессор (доцент)

Кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

ГУ им. С. Торайгырова