Статья главы государства является ключевым звеном, дополняющим политическую и экономическую модернизацию ― Л. Актаева

Статья главы государства  «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» является ключевым звеном, дополняющим политическую и экономическую модернизации. Такое мнение на заседании министерства здравоохранения, посвященное обсуждению программной статьи Нурсултана Назарбаева, высказала вице-министр Лязат Актаева.

В мероприятии приняли участие руководители министерства, его структурных подразделений, комитетов, управлений здравоохранения регионов, территориальных департаментов ведомств, члены коллегии и Общественного совета.

Выступая перед собравшимися вице-министр здравоохранения РК Лязат Актаева отметила, что для формирования нравственности и духовности, повышения правовой культуры, пропаганды толерантности, привития терпимости к другим нациям, религии других людей,  приобщения молодёжи к культурным ценностям, медицинскими ВУЗами страны проводится целенаправленная работа с общественными молодёжными объединениями.

«Человеческие ресурсы страны, зависящие от состояния здоровья населения, являются стратегическим потенциалом любого государства. Ежегодно около 10-15% информации в системе здравоохранения обновляется, появляются новые методики диагностики и лечения, лекарственные препараты и медицинская техника. Все это требует от медицинского работника постоянного обновления знаний. В этой связи, нами реализуются мероприятия по повышению потенциала медицинских кадров. Так, для освоения передовых международных технологий в 2016 году прошли обучение более 14,5 тыс. казахстанских специалистов. На обучение за рубеж направлено 85. Это ведущие университеты и клиники России, Латвии, Беларуси, Японии, Германии, Южной Кореи, Италии, Хорватии, Чехии, Польши. Были приглашены 44 ведущих зарубежных специалиста из  России,  Литвы, Латвии, Испании, Эстонии, Аргентины и Англии в  организации здравоохранения», ― сообщила вице-министр.

Она подчеркнула, что осуществляется сотрудничество с иностранными партнерами, которое позволит внедрять медицинские, управленческие, образовательные, инновационные технологии в практику организаций здравоохранения, всего с 2010 по 2016 годы внедрено более 380 передовых методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики по основным клиническим направлениям хирургии, трансплантологии, реабилитации, кардиохирургии, кардиологии, лучевой диагностики, клинико-лабораторной диагностики, нейрохирургии, сестринского дела, онкологии.

В рамках международной стипендии Президента РК «Болашак» за 2009 - 2016 годы прошли обучение 670 специалистов. Продолжают обучение за рубежом еще 114 специалистов по приоритетным для отрасли специальностям.

Научными сотрудниками внедряются инновационные технологии с последующим трансфертом в практическое здравоохранение регионов. Сегодня коллективы Национального научного кардиохирургического центра, Научного центра нейрохирургии, НИИ института травматологии и ортопедии снискали себе высокий авторитет высококлассных специалистов. Имена Юрия Пя, Серика Акшулакова, Нурлана Батпенова и их учеников известны далеко за пределами республики, они являются признанными педагогами, общественными деятелями, их труд отмечен высокими государственными наградами.

С 2016 года министерством реализуется Госпрограмма «Денсаулык», одним из приоритетных направлений которой  является формирование службы общественного здравоохранения. Реализация задач данной службы позволит  снизить  влияние социальных детерминант на здоровье  населения, сформировать стереотипы здорового образа жизни, рационального питания и стремление к активному и качественному долголетию.

В мировой практике идет тенденция цифровизации здравоохранения. Она должна обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения.  Это означает, что все люди, где бы они не находились, должны иметь доступ к медицинской помощи. В Казахстан цифровизацию здравоохранения предполагается осуществлять в части создания электронного паспорта здоровья, в котором  с момента рождения человека будет аккумулироваться вся информация о здоровье человека и все эпизоды оказания медицинской помощи, что позволит обеспечить непрерывность оказания медицинской помощи на протяжении всей жизни человека.

«Статья Главы государства  о модернизации общественного сознания является ключевым звеном, дополняющим политическую и экономическую модернизации», ― подытожила свое выступление Лязат Актаева.

На заседании коллегии также были обсуждены и заслушаны вопросы строительства 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник и о принимаемых мерах по достижению показателей глобального индекса конкурентоспособности по фактору «Среднесрочное воздействие на бизнес ВИЧ/СПИД».

Также стало известно, что Минздрав совместно с местными исполнительными органами до конца 2018 года 100% медицинских организаций будут обеспечены медицинскими информационными системами. 

В настоящее время по всей Республике в онлайн режиме функционирует 22 информационные системы, которые предназначены для сбора статистической информации и обеспечения финансирования отрасли здравоохранения.

«В целях интеграции информационных систем, создания единого хранилища данных и единой точки входа, в рамках проекта Всемирного банка, внедряется Платформа интероперабельности (интеграции).  Городская поликлиника №9 г. Астаны была определена организацией пилотного внедрения Платформы. В рамках проведения пилотный Платформы был определен состав фокус-группы и согласован план работ. Проведены мероприятия по интеграции Платформы с существующими информационными системами Министерства, ведутся работы по интеграции с Личным кабинетом Портала электронного правительства и локальными медицинскими информационными системами», ― проинформировали в министерстве.

При этом для успешного внедрения электронного паспорта здоровья необходимо, чтобы каждая медицинская организация представляла клинические данные о пациентах.  Для этого нужно, чтобы организации здравоохранения были обеспечены необходимой компьютерной техникой и доступом к сети интернет. Клинические данные для электронного паспорта здоровья должны формироваться в локальных медицинских информационных системах. Они предназначены для автоматизации клинических и неклинических процессов, происходящих в медицинских организациях различных типов, а именно поликлиниках, стационарах и организациях смешанного типа.

«По итогам первого полугодия 2017 года оснащение компьютерной техникой организаций здравоохранения в среднем по Республике Казахстан составило 74%. На начало 2017 года оснащённость составляла всего 34,3 %. Показатель оснащённости в городах и областях: Астана (83,7%) и Алматы (83,4%), Павлодарской (80,5%), Мангистауской (79,1%), Кызылординской (75,2%), Карагандниской (87,3%), Атырауской(79,5%) областях. В то же время, средний процент организаций здравоохранения, имеющих доступ к сети Интернет, по Республике Казахстан составляет  53%. На начало года данный показатель составлял 47%. Показатели по стране: Астана (100%) и Алматы (100%), в Мангистауской (97,3%), Кызылординской (75,6%),  Жамбылской (56,9%), Атырауской (78,7%) и Алматинской (57,8%) областях. Низкий процент доступа к сети интернет в СКО (15%), Павлодарской (33%), Костанайской (27,7%), Карагандинской (34,9%), ВКО (29,4%),  Актюбинской (36,8%), Акмолинской (23,2%) областях», ― добавили в ведомстве.

Кроме того, в вопросе государственного регулировании цен на все лекарственные препараты, где в соответствии с программой развития здравоохранения на 2016-2020 годы, министерством разработан план по реализации национальной лекарственной политики, который предусматривает внедрение действенных мер по совершенствованию лекарственного обеспечения населения в том числе, в части обеспечения экономической доступности путем регулирования цен на все лекарства.

Минздравом для регулирования цен разработан проект правил, в соответствии с которыми каждый производитель будет регистрировать стоимость производимых лекарств, после чегобудет утверждаться зарегистрированная цена, в которую войдут затраты на доставку товара, таможенное оформление, оценку безопасности и качества. После определения зарегистрированной цены, Министерством в соответствии с утвержденной регрессивной шкалой, будет утверждена предельная оптовая и максимальная розничная цена на лекарство.

«В целях сохранения духа конкуренции на рынке, государством будут установлены предельные цены на лекарства, от которой каждый дистрибьютор или аптека сможет предлагать свои цены уже со скидкой. Однако данная система не позволит производителям и дистрибьюторам в случае дефицита того или иного наименования лекарства безосновательно завышать цену и получать сверхдоход», ― пояснили в Миздраве.

Сам перечень лекарств для бесплатного обеспечения граждан дополнен 59 новыми наименованиями 

Министерством здравоохранения РК утвержден приказ «Об утверждении перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного медицинского страхования, в том числе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных лечебных продуктов для бесплатного или льготного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) на амбулаторном уровне». Данный приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.

В новом приказе утвержден перечень лекарственных препаратов для бесплатного обеспечения на амбулаторном уровне.

В перечне 48 нозологий, в том числе социально значимые заболевания: артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма,  злокачественные новообразования, туберкулез, гематологические заболевания, включая гемобластозы и апластическую анемию, детский церебральный паралич, психические заболевания, ВИЧ инфекция и другие. Также, перечень расширен заболеванием «Анкилозирующий спондиллит» (болезнь Бехтерева), характеризующимся тяжелым течением.

Следует отметить, что новый перечень состоит из 256 лекарственных препаратов, дополненный 59 новыми наименованиями с доказанной эффективностью, в том числе 385 лекарственными формами. Планируется обеспечить охват более 2 млн. диспансерных больных.

Внесенные изменения направлены на снижение уровня инвалидизации, показателей  смертности от социально-значимых заболеваний, предупреждение осложнений, рецидивов и снижению уровня госпитализации при заболеваниях.

Напомним, в настоящее время действует приказ и.о. министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 786 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными или льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне» заболевания, при которых предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне. Заболевания делятся на  2 группы с учетом источника финансирования (местный бюджет – 35 нозологий, республиканский бюджет – 12 нозологий).