Переход на карьерную модель повысил привлекательность государственной службы Казахстана.
Сегодня в пресс-центре правительства РК в рамках пресс-конференции о ходе реализации первого направления «Формирование профессионального государственного аппарата» Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» заместитель председателя агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Шаимова рассказала о проделанной работе.
По ее словам, ранее впервые поступающие на государственную службу лица могли претендовать на занятие любой вакантной должности, в том числе руководящей. В новой модели эта возможность исключена.
«Сейчас лица, впервые поступающие на государственную службу и не имеющие опыта работы, могут начать свою карьеру исключительно с низовой должности», - подчеркнула Айгуль Шаимова.
Это основной постулат внедренной карьерной модели, которой присущ принцип меритократии. Главная ценность принципа меритократии – обеспечение справедливости и реального социального лифта для тех, кто хочет сделать карьеру на государственной службе.
«Этим мы полностью выполняем установку Главы государства о том, что трудоустройство должно быть по заслугам», - отметила заместитель председателя Агентства.
Напомним, первое направление Плана нации «100 конкретных шагов» нацелено на формирование профессионального государственного аппарата и составляет 15 шагов. Агентством РК по делам государственной службы и противодействию коррупции реализованы 11 шагов, 4 - находятся на исполнении.
В частности 9 шаг подразумевает законодательное закрепление системы регулярного обучения государственных служащих, повышение квалификации не реже одного раза в три года.
В соответствии с шагом 9 на служащих возложено прохождение обучения не реже одного раза в три года.
Выстроена образовательная инфраструктура, состоящая из Академии государственного управления при Президенте, а также региональных центров обучения.
Обучение госслужащих в Академии ведется по новым программам магистратуры(Государственная политика, Государственное управление, Государственный менеджмент, Международные отношения, Экономика) и докторантуры(Государственное управление, Государственный менеджмент, Международные отношения, Экономика).
Программы обучения служащих доработаны с учетом компетентностного подхода. При разработке программ учтен опыт Назарбаев Университета и Школы госполитики им. Ли Куан Ю.
В ходе обучения госслужащие начали изучать новые практические дисциплины. Их содержание соответствует международной практике и отражает текущие и перспективные потребности госслужбы (Государственный менеджмент, Основы госполитики, Этика и ценности в управлении устойчивым развитием, Стратегический менеджмент, Экономика госсектора, Организационный менеджмент, Оценка эффективности в госсекторе, Политические процессы и институты).
Практико-ориентированность обучения будет обеспечиваться за счет эффективного использования кейсов и ситуационных задач.
Повышение квалификации госслужащих основано на применении лучших инструментов развития госслужбы на практике. На эти цели направляются бюджетные средства, высвободившиеся в ходе оптимизации программ обучения в магистратуре и докторантуре.
В рамках создания единой системы обучения государственных служащих в настоящее время проводится организационная и правовая работа по преобразованию региональных центров обучения в филиалы Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
В настоящее время, соответствующий проект постановления Правительства находится на согласовании с заинтересованными государственными органами.
По состоянию на 20 июнятекущего года переподготовку и повышение квалификации прошли 41% (9857) из числа подлежащих (24069) в 2017 году.
В аналогичномпериодепрошлого года данный показатель составил 33,8% (9631 из 28495).
10 шаг. Переход на конкурсный отбор для карьерного продвижения государственных служащих. Укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа государственных служащих, занимающих нижестоящие должности.
Для занятия вакантной или временно вакантной административной государственной должности корпуса «Б» проводится внутренний конкурс среди государственных служащих.
Продвижение по службе в государственном органе предусматривает последовательное занятие вышестоящих должностей, предусмотренных его штатным расписанием.
Типовыми квалификационными требованиями к должностям корпуса «Б» установлены требования по опыту работы на нижестоящих должностях.
В результате реализации данного шага состоялся полный переход на конкурсный отбор для карьерного продвижения государственных служащих. Теперь государственные служащие поступают на вышестоящие должности на принципах состязательности.
С 1 января по 20 июня текущего года по стране объявлено 8505 внутренних конкурсов, из которых 841 конкурс продолжаются.
По итогам завершенных внутренних конкурсов на занятие
7664 должностей, было назначено 3062 государственных служащих, из них с нижестоящих на вышестоящие должности – 1653 (54%), что на 24,7% выше показателя аналогичного периода прошлого года.
При этом большая часть назначенных на вышестоящие должности по итогам конкурсов, добивалась повышения внутри своего государственного органа.
Так, по итогам завершенных внутренних конкурсов среди государственных служащих данного государственного органа на занятие
5339 должностей, было назначено 2316 государственных служащих, из них с нижестоящих на вышестоящие должности – 1291 (55,7%).
В то время как по результатам завершенных внутренних конкурсов среди государственных служащих для служащих всех государственных органов на занятие 2325 должностей, было назначено 746 государственных служащих, из них с нижестоящих на вышестоящие должности – 362 (48,5%).
С началагода доля участия наблюдателей и экспертов в конкурсных процедурах составила 86% (посостоянию на 1 июня 2016 года – 67,6%).
11 шаг. Допуск к работе на государственной службе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Республики Казахстан - сотрудников международных организаций. Их назначение может осуществляться по особым требованиям и отдельному перечню должностей. Этот шаг делает государственную службу открытой и конкурентоспособной системой.
В целях исполнения 11 шага Плана нации Законом установлено,
что должности иностранных работников устанавливаются государственными органами по согласованию с Национальной комиссией по кадровой политике.
Данные работники не могут занимать государственные должности, быть должностными лицами и принимаются на работу в соответствии с трудовым законодательством.
В этой связи, в соответствии с Трудовым кодексом их заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.
В реализацию закона приняты Правила привлечения иностранных работников в государственные органы.
12 шаг. Внедрение новых этических правил. Разработка нового этического кодекса государственной службы. Введение должности уполномоченного по вопросам этики.
В целях реализации шага в новом Законе вопросу этики посвящена отдельная глава, а Указом Президента утвержден новый Этический кодекс государственных служащих.
Этическим кодексом детализированы стандарты поведения в служебных отношениях, во внеслужебное время, стандарты поведения, связанные с публичными выступлениями.
В целях совершенствования этого института Указом Главы государства внесены изменения и дополнения в Положение об уполномоченном по этике, предусматривающие введение самостоятельной должности уполномоченного по этике в центральных государственных органах(за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
В иных государственных органах уполномоченный по этике вводится путем возложения функций уполномоченного по этике.
С начала года к уполномоченным по этике обратились и получили консультации 326 государственных служащих и граждан. Имеются факты восстановления уполномоченным по этике прав граждан.
Проводится работа по преобразованию должности уполномоченного по этике в самостоятельную, что значительно повысит их эффективность.
13 шаг. Усиление борьбы с коррупцией, в том числе с разработкой нового законодательства. Создание в Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции антикоррупционного спецподразделения для системного предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.
В рамках исполнения данного поручения принят новый Закон
«О противодействии коррупции», который регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики.
Данным Законом расширен круг субъектов противодействия коррупции, к которым помимо уполномоченного органа, отнесены квазигосударственный сектор, общественные объединения, иные физические и юридические лица.
Впервые введена система мер противодействия коррупции, включающая новые превентивные механизмы – анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры, антикоррупционный мониторинг, выработка антикоррупционных стандартов, подготовка Национального доклада о противодействии коррупции и другое.
Кроме того, во исполнение данного шага Плана нации создано Национальное бюро по противодействию коррупции, обладающее статусом ведомства в структуре Агентства и является правоохранительным органом, осуществляющим выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных уголовных правонарушений.
14 шаг. Принятие нового закона о государственной службе, распространяющегося на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.
В соответствии с 14-шагом Закон «О государственной службе Республики Казахстан» распространен и на сотрудников правоохранительных органовс особенностями, предусмотренными законодательными актами о правоохранительной службе.
Теперь кандидаты в правоохранительные органы, как и госслужащие, проходят в Агентстве первоначальный отбор.
В тестировании на знаниезаконодательства по состоянию на 20 июня т.г. приняло участие 11590 граждан, впервые поступающих на правоохранительную службу, из которых положительную оценку получили 39,5% (4575 человек).
Оценку личных качествпрошли 4319 человек, из которых 67,8% (2929 человек) набрали оценки выше зон риска по всем личным качествам.
Также, на служащих правоохранительного блока распространяются нормы нового Этического кодекса.
15 шаг. Проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих после принятия нового закона о государственной службе, усиления квалификационных требований и внедрения новой системы оплаты труда.
В рамках реализации 15-го шага Плана Нации,а также в соответствии с Указом Главы государства, с 1 февраля началась аттестация служащих корпуса «Б».
Целью аттестации является определение уровня профессиональной подготовки служащих корпуса «Б» и соответствие их занимаемым должностям.
Завесь период аттестациитестирование на оценку личных компетенций прошли 67238 служащих.
Интервью в комиссиях прошли 65724 служащих.
По итогам собеседований 4770 (7,3%) человек рекомендованы
к повышению, 60090 (91,4%) соответствуют занимаемым должностям, к понижению в должности рекомендованы 725 (1,1%), к увольнению 139 (0,2%).
Следуетотметить, чтоколичествослужащих, рекомендованных к повышению, в 7 раз больше рекомендованных к понижению и увольнению вместе взятых.
В целом по стране от общего количества подлежащих для 98,3% государственных служащих аттестация завершена.