Специально для «Российской газеты» ситуацию с казахстанским учебником русского языка за пятый класс, в котором упоминаются слова «пиарить», «лайкать» и «эмотиконы», прокомментировал главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов.
«Я считаю, что можно и нужно использовать в учебнике термины интернет-сообщества и современные слова. Иначе у школьников складывается впечатление, будто есть два русских языка: один ― это тот, на котором они говорят между собой, на переменах, во дворе с друзьями. Другой ― скучный, музейный экспонат ― язык русской классики, Пушкина, Толстого, Достоевского, неживой, им можно любоваться, но нельзя трогать руками. Выходит, эти два русских языка у подростков совершенно не пересекаются.
А вот если показать, что и классический русский язык, и строго нормированные тексты, и жаргон, и просторечие, и язык, связанный с современными реалиями, - это все и есть "наш великий и могучий", просто в разных его вариациях, в разных сферах и пластах, учиться станет интереснее. К примеру, показать, какое слово, в каком случае, в каком регистре речи можно выбрать, когда его можно употребить, а когда нельзя, где уместно разговорное словечко, а где без него можно обойтись и где нужно разговаривать уже в другом стиле. Вот этому, конечно, надо учить в школе», ― прокомментировал он.
Главный редактор портала отметил, что споры вокруг казахстанского учебника напоминают ситуацию с выпуском в России книги «Словарь языка интернета.ru».
« Есть словари, которые излагают все о жаргоне или мате и так далее. И то, что эти слова есть в словаре, вовсе не означает, что словарь велит так говорить. Здесь, по-моему, похожий случай: у нас сложилась какая-то странная традиция или привычка, что учебник предписывает нам, как говорить, в пособии должно быть все строго», ― пояснил В. Пахомов.
Это вовсе не означает, что происходит упрощение речи и «оболванивание», отмечает собеседник издания. «Это скорее возможность показать школьнику, что он тоже говорит на русском языке и что его русский существует», ― заключил он.