Педагоги Алматы работают по обновленной программе. Все это позволит школам в кратчайшие сроки внедрить необходимые инновации, а выпускникам стать конкурентоспособными на мировом уровне. Об этом и другом подробнее в интервью ИА «NewTimes.kz» рассказала руководитель управления образования г. Алматы Рахат Шимашева.
Рахат Сейдахметовна, какие своевременные задачи и проекты реализуются сегодня вашим управлением? Сколько объектов образования насчитывается в Алматы?
— Сегодня всистеме образования города функционируют 998 организаций, в том числе 623 дошкольных. Из них - 179 государственных, 303 частных детских садов и 141 частных мини-центров; 250 школ, в том числе - 202 государственных и 48 частных; 82 колледжа, из них 22 государственных, 60 частных; 15 интернатных организаций образования; 28 организаций дополнительного образования, в том числе 25 государственных, 3 частных.
Главной задачей системы дошкольного воспитания и обучения в рамках Государственной программы развития образования и науки в РК на 2016-2019 годы является обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентация на качественную подготовку детей к школе.В 2017-2018 учебном году образовательный процесс в дошкольных организациях всех видов и типов независимо от форм собственности осуществляется согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения. Он утвержден ППРК. Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения, Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения, Методическим руководством к Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.
Дошкольных организаций Алматы в учебно-воспитательном процессе широко используют элементы «StepbyStep», Вальдорофской педагогики (утренний круг, личностно-ориентированное взаимодействие и др), метод проектов М. Монтессори, инновационные технологии «Зайцева», «Песочной терапии», «Сказкотерапии», «SmartEnglish», «Е-block»,«Электронды қазақ үй», «Волшебная ручка» и др.Дошкольные организации № 18, 51, 69, 113, 152, 167 являются эспериментальными площадками МОН РК по апробации новых технологий и образовательных учебных программ, результатом экспериментальной работы являются методические пособия «Мектепке дейінгі білім беруде М.Монтессори технологиясы», «Мектепке дейінгі ұйымда құм терапиясының қолдануы», «Ойын – өмір мектебі» (Ойын технологиясы бойынша ойын жинағы), «Мектеп жасына дейінгі балалардың жобалау технологиясы арқылы зерттеушілік іс-әрекетін қалыптастыру әдістемесі», «Развитие здоровье сберегающих технологии на основе личностно-ориентированном подходе в обучении дошкольников», «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления детей дошкольного возраста».
С 2016 года во всех школах Казахстана независимо от ведомственной подчиненности вводится обновленное содержание образования. В 2016 году это были только первые классы, а в 2017 году – уже 1,2,5,7 классы. В следующем учебном году в эту программу вступят дополнительно учащиеся 3,6,8 и 10 классов. К 2019-2020 учебному году все ученики всех школ перейдут на обновленное содержание образования. Кратко суть обновленного содержания можно описать так. Осуществляется поэтапный переход на 12-летнее обучение, что позволит Казахстану войти в мировое образовательное пространство. В результате это даст - изменение содержания учебных предметов; переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной модели образования. Таким образом, смещаются акценты с академических знаний на функциональные умения (применение знаний). Изменятся количество и перечень учебных предметов по уровням образования (начальная, основная и средняя школа). Вводится преподавание предметов естественно – научного цикла в старшей школе (10-11 класс) на английском языке. Вводится преподавание на английском языке в вузах. Изменяется система оценки качества образования школьников. Вводится критериальная система оценивания. Казахстанская модель системы образования станет соответствовать международным стандартам и требованиям. Изменяется методика преподавания. Преобладают активные способы обучения учащихся (в соответствии с таксономией Блума). Наши педагоги, работающие по обновленной программе, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Все это позволит нашим школам в кратчайшие сроки внедрить необходимые инновации, а нашим выпускникам стать конкурентоспособными на мировом уровне.
Важнейшим показателем эффективности системы образования города является ее результативность. Какими достижениями могут сегодняпохвастаться ваши школы и ученики?
— В этом году по республике в 702-х школах была проведена выборочно внешняя оценка учебных достижений, как независимый мониторинг качества обучения. В нашем городе была определена пятьдесят одна школа.По итогам ВОУД город Алматы в очередной раз занял первое место в республике, показав средний балл: в 4-х классах – 25 баллов, что выше прошлогоднего городского показателя на 3 балла, а республиканского - на 6 баллов; в 9-х классах – 62 балла, на 10 баллов выше прошлогоднего показателя города, республиканского – на 23 балла; в 11-х классах – 55 баллов, что на 9 баллов выше республиканского показателя.
Отмечу, что Казахстан с 1995 года участвует в международных исследованиях TIMSS и PISA. В международном исследовании TIMSS участники 4-х и 8-х классов РК показали результаты наравне с Россией и опередили своих сверстников из США, Англии, Германии и многих других стран. Восьмиклассники заняли 7-ое и 9-ое места среди 39-ти стран мира, учащиеся 4-х классов – 8-ую и 12-ую позиции среди 49-ти стран.
По итогам анализа в разрезе регионов Министерством отмечено, что самые высокие результаты в двух направлениях у четвероклассников Алматы. 608 баллов по математике и 623 по естествознанию, что выше среднего балла по РК на 64 и 73 соответственно.
Алматинские выпускники показали высокий уровень по результатам ЕНТ. Город Алматы вновь занял первое место в Казахстане (шестой год подряд), со средним баллом 97,5, что на 17 баллов выше республиканского показателя. Лидирующие позиции по среднему баллу занимают Алмалинский, Ауэзовский и Алатауский районы. Высокий уровень подготовки у выпускников семидесяти школ города, средний балл которых составляет 100 и более. Это - школы №№ 140, 90, 39, 92, 175 и др. 16 выпускников набрали от 135 до 139 баллов.По стране из 140 возможных 139 баллов набрал только наш выпускник гимназии №140 Тасан Саят, обладатель знака «Алтын белгі». 138 баллов в республике набрали всего 7 человек, из них трое из Алматы.
Еще один важный показатель качества образования - это результаты олимпиад и научных соревнований по основам наук. На протяжении двенадцати лет алматинские школьники занимают первое командное место в республиканской олимпиаде. В 15-ый раз побеждают в республиканских конкурсах научных проектов, 4-ый год подряд на Президентской олимпиаде среди учащихся 11 классов. Так, в 2017 году в копилке нашего мегаполиса 61 золотая, 76 серебряных и 90 бронзовых медалей по результатам республиканских, международных олимпиад и научных соревнований.В международном конкурсе программирования, который проходил 11 августа текущего года в Сан-Франциско, алматинская команда получила Гран-при. В финале приняли 6 команд, которые прошли отбор среди 102-х команд из более 30-ти стран мира.
Расскажите, пожалуйста, о применяемых на практике новых технологиях.
— В своём Послании Президент сделал акцент на необходимость активного внедрения в учебный процесс IT-знаний в рамках программы «Цифровой Казахстан», которая будет драйвером, импульсом достижения всех целей. Повышение требований к качеству образования ставит перед нашим управлением принципиально новые задачи, одной из которых является развитие IT-инфраструктуры организаций образования.На сегодня данная инфраструктура имеется только в 66 школах и 5 колледжах города. В текущем году из средств местного бюджета предусмотрено финансирование в размере 175 млн. тенге на создание локальной вычислительной сети wi-fi в 123 школах города.
Мы надеемся, что современные IT- решения помогут организовать учебный процесс в организациях образования города с новым уровнем эффективности, значительно снизится объем ручной работы с документами, увеличится техническое обслуживание в электронном виде, повысится оперативность и прозрачность принятия решений.
Вместе с тем сейчас проводятся различные мероприятия по проверке знаний и уровня подготовки самих педагогов. Каковы их итоги в Алматы? Над чем нужно поработать нашим учителям?
Поясню, что проверяются в первую очередь знания и уровень подготовки педагогов естественно – научных дисциплин (физика, химия, биология и информатика) по английскому языку. Связано это с переходом школ Казахстана на преподавание предметов физика, химия, биология и информатика в старших классах (10-11 кл.) на английском языке с 2020 года в соответствии с положениями Государственного общеобязательного стандарта образования, утвержденного Постановлением Правительства РК.
По итогам проведенного тестирования на уровень знания английского языка педагоги распределяются по уровням владения языка и проходят курсы повышения квалификации, продолжительностью от 3 до 10 месяцев, в зависимости от уровня владения педагогом английским языком. На сегодня результаты такого тестирования таковы:30% педагогов естественно – научных дисциплин владеют английским языком на начальном (Elementary – А1) уровне.60% педагогов - на начальном продвинутом (А-2) уровне, 10% педагогов - на среднем (В1,В2) уровне. Напомню, до 2020 года все педагоги, преподающие указанные предметы в 10-11 классах, будут переучены в соответствии с графиком курсовой подготовки.Основная проблема наших педагогов – отсутствие языковых навыков, то есть не знание английского языка. Это затрудняет вхождение наших педагогов в мировое образовательное пространство, делает невозможным участие наших учителей в сетевых сообществах зарубежных коллег. Снижает возможности межпредметного взаимодействия наших педагогов со своими коллегами.
В то же время подчеркну: наши педагоги – профессионалы своего дела, досконально знающие теорию, методику и технологию преподавания своего предмета.И хочу пожелать им терпения в нелегком учительском труде, здоровья для реализации всех задуманных планов, творческих порывов и благодарных учеников!