Скандал вокруг незаконной выдачи земли в Акмолинской области получил своё продолжение. Генеральная прокуратура категорически отказывается снимать с участков ограничения. Несмотря на то, что их владельцы уже признаны добросовестными покупателями. Суд вроде бы тоже не против. Но просьбу адвокатов о снятии запрета там пока удовлетворить не торопятся, передает КТК.
По данным телеканала, два года назад генеральная прокуратура лишил их права собственности на земельные участки. А причиной тому послужило уголовное дело в отношении должностных лиц Акмолинской области. Расследованием тогда занималась антикоррупционная служба. По версии следствия, региональные чиновники за немалые деньги выделяли нуждающимся наделы вокруг Астаны. А после того как люди обустроились, выяснилось, что жить на этой территории они не имеют права.
«Когда начало проводиться досудебное следствие, как раз таки сами прокуроры определили статус 300 добросовестных приобретателей и признали их потерпевшими. Вот с этого момента арест уже является незаконным. Более того, несмотря на то, что имеется арест, ещё письмом налагается ограничение», — заявила юрист Анара Кусаинова.
Если арест на земельные участки накладывал суд, то ограничение – дело рук уже прокуроров. В прошлом году надзорный орган хотел забрать участки в пользу государства. Однако позже представители ведомства отказались от своих притязаний. При этом снимать ограничения никто не стал.
«По данному уголовному делу было признано потерпевшими 187 лиц. Выставление ограничения было вызвано тем, чтобы не увеличивать количество потерпевших лиц по уголовному делу. Во избежание повторной перепродажи. И в настоящее время я полагаю, что дело направлено в суд, вопрос о снятии ограничения должен разрешить суд. Прокуратура, я полагаю, не может разрешить это ходатайство», — говорит руководитель межведомственной следственной группы Аскар Сарсембаев.
При этом сколько всего потерпевших по этому делу, до сих пор неясно. Каждая из сторон называет свою цифру. А тем временем сами пострадавшие продолжают жить в домах без коммуникаций. Причём на той территории, которые вроде бы им принадлежит, но распоряжаться ей не имеют права.
«В данный момент земля стоит на аресте. Из-за этого ареста мы ничего не можем сделать. Даже, уже все убедились, суд оставил без рассмотрения. Потому что уже не видит держать. Но прокуратура, я думаю, все же допускает ошибку, и теперь в прокуратуре не хотят признавать её», — жалуется один из пострадавших Алмас Амирбеков.
Тем временем процесс по делу о махинациях с землей в Акмолинской области в самом разгаре. На скамье подсудимых 24 чиновника, 16 из которых находятся под стражей, а 8 - под подпиской о невыезде.
Убедить прокуроров снять ограничения с земельных участков потерпевшим так и не удалось. Представители надзорного органа до последнего утверждали, что это прерогатива суда, материалы дела уже переданы служителям Фемиды. Что касается наложенного ареста, то и здесь не всё так просто. Адвокаты подали ходатайство о его отмене. Однако судьи почему-то ждут ответа от прокуратуры. Замкнутый круг получается.