Казахстан занимает второе место в СНГ по количеству авиапроисшествий. В нынешнем году количество ЧП на воздушном транспорте превысило прошлогодние показатели, передает телеканал «Хабар».
Статистику озвучили в Генпрокуратуре. В главном надзорном органе прошло совещание по вопросам безопасности полётов. Совещание начали с минуты молчания. Только в этом году авиакатастрофы унесли жизни 11 человек. Это самый высокий показатель за последние пять лет за исключением авиакатастрофы под Алматы в 2013 году.
Прокуроры говорят: главная причина печальной статистики — воздушные судна, которые нельзя было использовать. Вот и сейчас авиакомпании эксплуатируют больше 280 летательных аппаратов, не прошедших оценку технического состояния. Страшит и другая статистика. Средний возраст трети воздушных судов малой авиации Казахстана превышает 30 лет. Неподготовленность пилотов —еще одна причина авиапроишествий.
«Мы подсчитали, что из-за ошибок пилотов в год в среднем происходило 15 происшествий, от 1 до 3 происшествий. Из 2100 пилотов только у 1300 имеется допуск к полетам. Следовательно, сегодня часть летающих в Казахстане пилотов не может подтвердить свой профессионализм. Не прошли указанные пилоты и ежегодный медосмотр. А как все знают, ряд авиакатастроф произошел из-за медицинской непригодности летчиков», — заявил начальник управления главной транспортной прокуратуры РК Алмас Аманов.
Это ещё далеко не все упущения в отечественной гражданской авиации. Свои замечания добавил и Талгат Мусабаев. Все они легли в основу официального запроса, который он уже направил в Правительство.
«Человек, который выдает сам сертификаты, потом сам себя проверяет. Это где такое видано? Это на базаре такое бывает. Это гражданская авиация, это любой вид авиации. Надо немедленно сделать все шаги, чтобы разделить эти функции, чтобы был другой орган, который осуществлял бы надзор за всеми видами авиации», — говорит депутат Сената Парламента РК Талгат Мусабаев.
Ещё в Казахстане очень долго расследуют авиаинциденты. Пока идут суд и дело, в стране происходят новые ЧП. Расследование может продолжаться до 16-ти месяцев и проводят его 5 специалистов, из которых только 3 имеют профильное образование и опыт.
Ветеран авиации Макаш Абишев в авиакатастрофе потерял внука.
«Курсант летал в горном аэродроме, где нет запасных площадок, где нет медобслуживания, нет метеообеспечения, нет руководителя полета. Так я потерял внука. А что к этому привело? Безответственность руководителей вашей системы, все это надо ломать», — говорит ветеран гражданской авиации Макаш Абишев.
Теперь в Казахстане планируют создать рабочую группу из опытных авиаторов. Они и будут разрабатывать новую программу безопасности полётов. Действующая содержит лишь функции, задачи и полномочия Министерства по инвестициям и развитию. Все они, впрочем, уже давно устарели.