Первоочередная задача сформировать профессиональный государственный аппарат

Первоочередной задачей в рамках 6 шага Плана нации «100 конкретных шагов» является переход на новую систему оплаты труда государственных служащих, которая обеспечит ее конкурентоспособность в сравнении с частным сектором и устранит диспропорции в оплате служащих центра и регионов. 

В отличие от действующей системы, учитывающей только стаж работы и категорию должности, предлагаемый подход установит размер заработка в зависимости от вклада служащего в результативность государственного органа.

Новая система оплаты труда будет состоять из двух частей. Первая – фиксированная, основана на факторно-балльной шкале. В этой методике размер заработной платы зависит от характера, объёма и сложности работы. Вторая часть заработной платы – это бонусы. Размеры бонусов будут определяться исходя из конкретной оценки, полученной госслужащим в соответствии с установленной шкалой. В новой системе бонусы будут получать только результативные служащие, для чего агентством введена система оценки эффективности их деятельности. Размер бонусов будет достигать порядка 100 тыс тенге. Так, если это молодой начинающий специалист, уровень зарплаты которого составляет 158 тыс тенге, то по новой системе он сможет получать до 258 тыс тенге.

В следующем году по поручению главы государства эта система будет апробирована на базе Агентства и акимата Астаны. В перспективе успешная пилотная апробация будет распространена и на другие государственные органы.

С точки зрения достижения целей по профессионализации государственного аппарата текущий год, безусловно, является продуктивным.

В целом возрастает привлекательность государственной службы. С момента реализации реформы наблюдается трехкратный рост лиц, начавших карьеру с низовых ступеней.

Агентством планируется принять меры по повышению социальной защиты госслужащих, включающие вопросы пенсионного обеспечения, бесплатного медицинского обслуживания, обеспечения жильем.

В рамках совершенствования процедуры поступления на госслужбу внедрены механизмы отбора, обеспечившие их прозрачность.  

С начала года на первичные ступени госслужбы поступило 5,5 тыс. человек, что почти в три раза больше чем в 2015 году.

В 2 раза (с 11,2% до 6,3%) снизился уровень сменяемости, что обеспечило снижение оттока квалифицированных кадров.

Более чем в 21 раз (с 4927 до 228) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сокращены количество внеконкурсных переводов.

В результате внедрения принципа поэтапного карьерного роста на состязательной основе, больше 90% вакантных вышестоящих должностей заняли действующие служащие.

Для повышения привлекательности государственной службы на селе проводится комплексная работа по введению дополнительных социальных, правовых гарантий служащим на сельском уровне.

В частности, главой государства поддержан вопрос о наделении государственных служащих гарантиями, предусмотренными в проекте «С дипломом в село». Уже подготовлены соответствующие нормативные документы.

Агентством предлагается пересмотреть лимиты штатной численности в регионах, одновременно укрепив аппараты сельских акиматов.

Между тем первое направление Плана нации «100 конкретных шагов» нацелено на формирование профессионального государственного аппарата и составляет 15 шагов. В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» осуществлен переход на карьерную модель. Это привело к модернизации процедуры поступления на государственную службу.

Ранее, впервые поступающие на государственную службу лица могли претендовать на занятие любой вакантной должности, в том числе руководящей. В новой модели эта возможность исключена.

Сейчас лица, впервые поступающие на государственную службу, и не имеющие опыта работы, могут начать свою карьеру исключительно с низовой должности.

Соответствующая норма закреплена в законе «О государственной службе Республики Казахстан».

В целях реализации данного шага пунктом 1 статьи 28 Закона закреплено, что общий конкурс на занятие государственной должности, в котором принимают участие граждане, проводится для занятия низовой должности корпуса «Б», являющейся вакантной или временно вакантной.

Также в реализацию Закона создана подзаконная нормативная база (приказ уполномоченногоорганаподеламгосслужбы«Об утверждении Правил проведения конкурсов на занятие административной государственной должности корпуса «Б»), согласно которой для занятия низовой должности корпуса «Б» проводится общий конкурс.

В целом, система оплаты труда будет включать в себя постоянную (должностной оклад) и переменную часть (система бонусов). Согласно закреплению ответственным государственным органом за разработку и введение системы бонусов является министерства национальной экономики.

В этой связи МНЭ разработан проект постановления правительства, определяющий порядок и условия выплаты бонусов. Согласно положениям проекта постановления, вводится новое понятие «бонус» взамен действующего понятия «премия». Размеры бонусов будут определяться исходя из конкретной оценки, полученной госслужащим в соответствии с установленной шкалой. Проектом постановления будут определены основания, размер и периодичность выплаты бонусов.

Таким образом, в новой системе бонусы будут получать только результативные служащие, для чего агентством введена система оценки эффективности их деятельности.

Относительно постоянной части оплаты труда административных госслужащих ведется работа по разработке проекта Факторно-балльной шкалы.

Уже сейчас подготовлена методология оценки должностей. Такая оценка позволяет определить объективную «стоимость» должности в сравнении с рынком труда.

В настоящее время, министерством национальной экономики совместно с агентством и министерство финансов ведется разработка новой сетки оплаты труда, основанной на Факторно-балльной шкале, с необходимыми финансовыми расчетами по бюджетным средствам.

Национальной комиссии по модернизации в 2018 году планируется пилотное апробирование проекта на примере трех государственных органов, один из которых подотчетен главе государства, второй – правительству и одного региона.

По завершению апробации Факторно-балльной шкалы в соответствии с графиком проекта предполагается проведение аудита и доработки системы.

Также планируется введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу государственных служащих. Реализация этого вопроса закреплена за министерством национальной экономики. В связи с мораторием на инициативы, требующие финансирования, реализация 7 шага Плана нации по введению региональных корректирующих коэффициентов к должностным окладам государственных служащих отложена.