Состояние и качество уголовного правосудия – самый чувствительный и точный индикатор развития общества, где высшими ценностями являются права и свободы человека и гражданина. Такое мнение высказал прокурор Западно-Казахстанской области Сапарбек Нурпеисов.
Мажилисом Парламента одобрены еще ряд существенных поправок, усиливающие гарантии прав человека в уголовно-правовой сфере.
Чем же этот закон так важен для общества, государства, для каждого из нас.
Если раньше по подозрению в совершении преступления без санкции суда задерживали на 3 суток, то теперь этот срок будет составлять два дня, а для несовершеннолетних и вовсе одни сутки.
Как показывает практика наиболее развитых государств мира, в т.ч. большинства стран ОЭСР, это оптимальный срок задержания, который минимизирует риски недозволенных методов следствия и дознания.
Это принцип международного права «Habeas Corpus» - чем быстрее лицо предстанет перед судом, тем меньше рисков давления на него.
При этом, такой срок достаточен как для сбора фактических данных, необходимых для выдвижения подозрений, так и решения вопроса о содержании лица под стражей.
Это коснется всех категории преступлений? Среди них есть и наиболее опасные для общества, сложные по объему доказательств. Успеют ли собрать доказательства? Не получится ли так, что террорист или насильник останется на свободе?
По особо тяжким, террористическим, экстремистским и другим преступлениям, угрожающим безопасности общества и государства, срок задержания останется прежним - 72 часа.
Кроме того, из-за огромных расстояний между населенными пунктами, не всегда получается доставить задержанных в суд вовремя. Также возможны чрезвычайные положение или ситуации. В этих условиях, срок задержания также может составлять трое суток.
Еще одной гарантией от незаконных методов дознания, является обязательное медицинское освидетельствование всех задержанных, независимо от того, будут ли они «арестованы» или отпущены под подписку.
При этом медицинский работник, как правило, является сотрудником изолятора временного содержания или СИЗО, то есть сотрудником полиции. Тогда как в соответствии международным стандартам медицина должна быть отделена от органа уголовного преследования.
Поэтому закон предусматривает такую поправку в части обязательного медицинского освидетельствования всех без исключения задержанных и доставленных. Она является необходимым инструментом превенции пыток и другого жестокого обращения.
Одновременно вводится запрет на содержание под стражей за экономические преступления.
Предприниматель, нарушивший закон не представляет опасности для нас с вами. Нахождение их на свободе на период расследования дела, а это не редко 6 и более месяцев, они должны быть на свободе, продолжать бизнес, платить налоги, возмещать ущерб. Это также исключит остановку производства и нежелательное сокращение рабочих мест.
В то же время ущерб государству, это не выплаченные пенсии, пособия, медицина, образование и так далее.
Поэтому если бизнесмен не будет возмещать ущерб, остановит производство и попытается скрыться от следствия и суда, содержание под стражей может быть применено и по экономическим преступлениям.
Также исключение будут составлять 7 преступлений: рейдерство; легализация имущества, полученного преступным путем; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; принуждение к совершению сделки; экономическая контрабанда; создание финансовых пирамид и совершение преступлений в составе организованной преступной группы.
Законопроект предполагает передачу суду всех санкций, в том числе санкционирование залога, принудительного освидетельствования, отбора образцов, и самое главное на негласные следственные действия. С чем это связано?
Это практически заключительный шаг по приведению уголовно-процессуального закона в соответствие с международными пактами о правах человека и основными принципами Конституции Казахстана.
Они гласят, что любые ограничения прав граждан возможны только по решению суда.
В целях повышения состязательности процесса, ходатайство следователя о санкционировании будет направляться напрямую в суд, минуя прокурора.
С прокурором будут предварительно согласовываться только 3 вопроса – содержание под стражей, домашний и экстрадиционный аресты.
Этот фильтр позволит минимизировать незаконное ущемление свобод граждан, своевременно пресекать незаконное задержание.
Законом также вводится обязательное уведомление собственника о временном ограничении на распоряжение его имуществом. Раньше такого не было?
Сегодня правоохранительные органы и суды постоянно рассматривают обращения граждан о снятии временных ограничений, наложенных на основании писем следователей. Дела давно прекращены либо приостановлены, однако ограничения остались.
Теперь следователь будет обязан по истечению 10 дней снять ограничение с имущества, если к тому времени не будет санкции суда на его арест. Тем самым будет поставлен реальный заслон нарушениям имущественных прав.
Это не все нововведения. Что будет с негласными следственными действиями? Смогут ли люди наконец-то узнать о них?
Закон предполагает обязанность уведомить человека о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Это нужно для того, чтобы на законодательном уровне навести порядок с негласными следственными действиями, которые проводятся в отношении граждан с 2015 года. Раньше это было сфере оперативно-розыскной деятельности.
Сегодня никто не знает, кто, когда и почему следил за ним. Требование секретности не позволяли разглашать это даже после принятия решения по делу, в рамках которых они проводились.
Впервые закон предполагает такое уведомление. Теперь органы будут обязаны не позднее шести месяцев после принятия решения по делу уведомить лицо о проведенных в отношении него негласных следственных действиях.
Да и сами органы уголовного преследования будут более взвешенно подходить к вопросам назначения и проведения негласных следственных действий.
Будут ли расширяться возможности адвокатов по сбору доказательств? Это краеугольный камень принципа состязательности сторон.
Сегодня сторона по делу или адвокат заявляют ходатайство следователю, который сам решает, будет ли он проводить дополнительные следственные действия или нет.
Это позволит адвокатам более качественно обеспечивать защиту подозреваемых. Безусловно повысит состязательность сторон.
Из выступлений Генерального Прокурора Ж.Асанова мы знаем, что еще одна ключевая поправка обяжет следователя вести дело лишь в том объеме обвинения, по которому оно изначально зарегистрировано.
Это делается для того, чтобы преломить практику, когда органы расследования заводят дело по одному факту и, не найдя доказательств, начинают искать другие улики. Для следователей прекращение дела это плохой показатель, который рассматривается через призму незаконного вовлечения лица в орбиту уголовного преследования.
В этом случае, прокурор либо суд будут прекращать такие дела. Это повысит ответственность органов следствия и дознания за каждое начатое расследование.
В таких ситуациях только прокурор может пресечь беззаконие и защиту прав подозреваемых с одновременным рассмотрением ответственности должностных лиц за незаконное уголовное преследование.
Именно эта стадия одна из уязвимых через призму рисков незаконного вовлечения лиц в орбиту уголовного преследования.
Поправки в закон также касаются вопросов оптимизации уголовного процесса, сделают его экономичным и разумным. Внедряется институт приказного производства и перевод дел на электронный формат.
В первом случае – очевидные, несложные дела о проступках, где нарушитель признает, нет сомнений в его виновности, добыто достаточно доказательств и потерпевший не возражает, будут направляться напрямую в суд, минуя прокурора. А суд будет рассматривать их без участия сторон, в том числе подсудимого и стороны обвинения.
Это существенно сэкономит время участников процесса – обвиняемого, потерпевшего, свидетелей. Их не будут по несколько раз вызывать на допросы то к следователю, то потом в суд. Весь процесс с момента регистрации до вердикта суда по таким делам займет в 2-3 дня, что также сохранит бюджет страны от необоснованных трат.
Кроме того, одним из важнейших направлений развития уголовного процесса является его цифровизация. Об этом говорит не только Глава государства, это веление времени. Сегодня он ведется исключительно на бумаге.
Следователь выезжает, снимает на видео место происшествия, на диктофон записывает результаты работы криминалиста и судмедэксперта.
Во-первых, автоматизируется весь процесс от регистрации уголовного правонарушения до исполнения наказания. Все станет как на ладони, прозрачно, быстро, удобно и экономично.
Во-вторых, внедрение электронного дела повысит качество работы прокурора. Он может в режиме «он-лайн» отслеживать всю работу следователя и своевременно реагировать на все его нарушения, не дожидаясь конца расследования.