Хиджаб, кимешек или форма Минобразования?

Что стоит за требованием родителей пустить в школу их дочерей в платках? В этом вопросе пытались разобраться журналисты программы «Басты бағдарлама» Первого канала Евразия.

Фото: www.rus.azattyq.org

В истории Казахстана со времен обретения независимости, вплоть до 2011 года, не было таких конфликтов и инцидентов, связанных с религиозными вопросами, чтобы они вызывали широкий общественный резонанс.

Впервые общество осознало угрозу, когда прогремел взрыв возле здания КНБ в Актобе.

После этого произошло около десятка крупных и мелких терактов, когда религиозные экстремисты противостояли государственным и, прежде всего, правоохранительным органам, как это было, например, в Алматы.
В результате погибло более сотни человек, и дело дошло до того, что люди вынуждены с подозрением относиться к людям в религиозной одежде. За экстремизм было осуждено более 500 человек. А сколько наших сограждан уехали воевать в горячие точки!

«Если вы заметили, пытавшиеся применить силу против государства и получившие адекватный силовой ответ от государства, они, как будто, теперь перешли к новым методам борьбы», - отмечают журналисты.

На этот раз конфликт связан с запретом ношения платков в школе. Во многих регионах, в том числе на западе Казахстана, родители не хотят подчиняться приказу министра образования о единой школьной форме.

Когда родители детей, которых не допустили в школу в хиджабах, демонстративно читали намаз у ограды школы в Актобе, общество расценило этот акт, как акцию протеста против приказа министра образования и науки.

Следует отметить, что имамы и проповедники, беседовавшие с учителями и родителями, заявили прямо, что конфликт создали приверженцы салафизма.

В соцсетях распространяются видеоролики исламского проповедника Қабылбека Әліпбайұлы. В одном из своих выступлений он заметил: «И учителя в школе, и взрослые люди за ее пределами говорят, что они только приветствуют, когда девочки носят длинные платья и застегнуты на все пуговицы. Это лучше, чем если бы они ходили в мини-юбках с голыми животами. Но дело не в них. Дело в одетом в короткие штанишки и с бородкой отце, который приводит девочку в школу. Его-то мы и боимся, говорят они».

А между дети обескуражены тем, что не могут войти в школу и это может привести к отрицательным последствиям, таким, как, психологическая травма. Интересно то, что религиозные родители, подавая иски в суд, опираются на этот аспект как на аргумент.

«Если вы заметили, в последнее время во всем казахстанском обществе представители нетрадиционных течений Ислама и, в частности, салафиты в своей риторике начали вдруг, как по команде, оперировать одинаковыми понятиями и концепциями. Они начали использовать традиционные казахские понятия, такие как «кимешек». При этом они их искажают и используют в своих целях. С другой стороны, заметно, что представители нетрадиционных религиозных течений усилили свою атаку и в юридическом поле», — отметила директор Центра научных исследований и анализа при комитете по делам религий Айнұр Әбдірәсілқызы.

А тем временем, группа, требующая право ношения платка в школе, вышла с предложением: «А что, если дети будут в школу ходить не в хиджабах, а в кимешеках?». Но их предложение осталось без ответа, так как кимешек тоже не соответствует единой форме.

Скандал с платками продолжается с осени прошлого года и депутаты в начале нынешнего года выехали в регионы и включились в работу с населением. Среди них был и мажилисмен Бақытбек Смағұл. По его словам, встречи принесли определенные плоды и 18 родителей, выполнив требования закона, привели своих детей в школу.

Религиозные родители, проигравшие суды, где они требовали признать незаконным пункт 13 приказа министра образования и науки Казахстана от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования», который гласит: «Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается», теперь выдвигают требование организовать отдельную школу для носящих хиджаб девочек и обучать их отдельно от других детей.

«Если есть такие родители, которые хотят отправлять своих дочерей в школу одетыми в хиджаб, или платки, то у них есть все возможности и есть все права собраться, найти спонсоров и открыть отдельные школы» — подчеркнул министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев.

Но общественные деятели не поддерживают данное начинание, так как, по их мнению, это приведет к социальному неравенству, к расколу в обществе.

«Идея открыть отдельные школы, сама по себе, обоюдоострая. А что мы будем делать, если отдельные школы будут открывать все? Ведь у нас есть и другие религиозные конфессии. И у них есть свои секты», — заметил политик Әміржан Қосанов.

Однако отдельные школы, о которых упоминал министр Ермекбаев, оказывается, не должны иметь религиозный уклон.

«Отдельные школы имеют право на существование. Но, по нашему мнению, какая бы школа ни была, во всех школах страны обучение должно идти по программам, утвержденным министерством образования и науки, при этом в перечне дисциплин не должно быть предметов религиозного содержания. И я считаю, что и сами девушки, обучающиеся там отдельно от других школьников, не должны носить платки», — уточнил заместитель министра по делам религий и гражданского общества Балғабек Мырзаев.

Становится ясно, что сторонам  трудно будет прийти к консенсусу.

Айнұр Әбдірәсілқызы — эксперт, изучавшая нетрадиционные религиозные течения, написавшая множество аналитических материалов на данную тему, дала такую оценку сложившейся ситуации: «Они пришли к выводу, что не смогут прийти к победе, не исследовав в полной мере юридическую сторону каждого вопроса. Поэтому они стараются, какую бы они проблему не поднимали, обосновывать ее юридически. Все это может быть подготовкой к большой идеологической борьбе в будущем».

Если действительно так, что делать?

«В фундаменталистских, радикальных, не соответствующих традиционной религии Казахстана и в определенной мере возбуждающих рознь и смуту среди народа вещах государство, как мне кажется, должно занимать принципиальную позицию. Государственную позицию может испытывать на прочность определенная группа, секта, адепт. И пускай испытывает! Ведь власть, когда ей надо было, уже показывала свой характер и устанавливала жесткие порядки», — считает Әміржан Қосанов.

«Любая пропаганда превращается в идеологию. Потому что у пророка Мухаммеда есть хадис, в котором говорится, что религия — это пропаганда. Таким же образом и идеология — это тоже пропаганда. Если мы сможем достойно пропагандировать свое оригинальное наследие, то в этом случае наши сегодняшние традиции станут основой, которая будет эффективным барьером для представителей нетрадиционных течений», — резюмировала эксперт Айнұр Әбдірәсілқызы.

В обществе бытует мнение: до тех пор, пока течение салафитов не будет запрещено законом, их борьба будет продолжаться.

Пока власть не приняла это политическое решение.

В статье: