Принципы модернизации: Важность аналитики как фактора новых знаний

Общеизвестно, какую роль в жизнедеятельности общества и отдельных людей играет знание. Латинское изречение Scientia potentia est, или «Знание – сила», особенно актуально в настоящее время. Благодаря стремительному развитию технологий, информация как ключевая составляющая любого знания становится все более доступной и мгновенно распространяемой. В условиях активного развития Интернета и социальных сетей любой человек может сам стать источником информации. Практически у каждого сейчас есть возможности мгновенно разместить в сети определенную информацию, которая сразу же становится обозримой для всего мира.

Фото взято с CABAR.asia

В связи с этим не менее известное изречение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретает сегодня важнейшее значение. В частности, меняются основные принципы, инструменты и динамика взаимодействия между элитой и остальной частью общества в большинстве стран мира. Любые мероприятия, решения и шаги, имеющие влияние на общественную жизнь, немедленно находят отражение и оценку граждан в разных интернет-ресурсах. Многие видные политические фигуры заводят страницы и блоги в популярных социальных сетях, где ведут диалог с согражданами, могут услышать объективную критику своим действиям, найти потенциальных единомышленников.

Однако есть и немало негативных моментов такой легкости в получении и распространении информации. Так, например, через социальные сети идет вербовка людей в различные экстремистские организации. Легко подверженные чужому влиянию подростки массово вступают в группы, призывающие к самоубийствам. Деструктивные силы призывают посредством Интернета к неповиновению граждан правительствам своих стран, разжигают этническую и религиозную вражду. Отдельной большой темой являются правонарушения криминального характера, включая различные случаи мошенничества через Интернет, мессенджеры, мобильную связь и так далее.

Таким образом, информация информации рознь. К тому же многие люди, особенно подростки и молодежь, буквально тонут в идущих с разных сторон больших информационных потоках. Поэтому мало получать или распространять определенную информацию. Очень важно раскрыть ее качественную сторону, выраженную в формировании нового знания и его применения на практике. В свою очередь, этому призвана способствовать аналитическая деятельность, позволяющая узнать гораздо больше о том или ином объекте, событии, процессе, явлении и так далее.

Например, информация о каком-либо событии с указанием места и времени его свершения, участников и итогов является всего лишь новостью. Но проведение анализа причинно-следственных связей и возможных последствий данного события дает уже гораздо иное представление о нем. Тем самым исходная информация становится качественно новым знанием. Поэтому любые опубликованные или озвученные данные следует анализировать. Однако многие потребители соответствующей информации либо не занимаются ее анализом совсем, либо делают это весьма поверхностно, под воздействием своих личных симпатий и антипатий, без подтверждения достоверности изложенных сведений и тому подобного. Исправить же это критическое обстоятельство можно, в частности, посредством образования, представляющего собой процесс приобретения и усвоения всевозможных знаний, навыков и способностей.

Следует отметить, что в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркивает высокую значимость образования как фундаментального фактора успеха граждан. Особенно это касается молодого поколения в контексте его будущего. Во многом именно в процессе получения образования люди учатся мыслить системно и объективно оценивать окружающую их реальность.

Вместе с тем в казахстанской системе высшего образования практически отсутствуют специальные учебные дисциплины, позволяющие представителям студенческой молодежи получить базовые представления по вопросам информационно-аналитической деятельности и в последующем развивать связанные с ней навыки. По крайней мере, это наблюдается в рамках социально-гуманитарных наук. Хотя без этого многие знания по тем или иным предметам рискуют остаться в головах будущих выпускников вузов в качестве обычной информации, которой и без того предостаточно в жизни.

В связи с этим следует разработать и внедрить в учебный процесс государственных и негосударственных вузов страны в качестве общеобязательной для различных специальностей дисциплину «Основы информационно-аналитической деятельности». Представляется, что она будет ориентировать студентов самостоятельно организовывать и осуществлять свою исследовательскую работу, использовать различные источники информации, оценивать качество и содержание последней, выбирать из информационного массива то, что касается сферы их исследовательских интересов, проводить анализ различных процессов и ситуаций, прогнозировать их дальнейшее развитие и так далее. В таком случае молодые граждане смогут полноценно подняться по линии своего саморазвития с позиции «читать и слушать» на уровень «знать и уметь».

Андрей Чеботарёв,

Политолог

Источник «Вечерний Алматы»