Применение информационных технологий стало одним из перспективных направлений оптимизации работы по отправлению правосудия, достижения максимальной прозрачности судопроизводства.
В конце 2017 года верховный суд Казахстана совместно с генеральной прокуратурой и правоохранительными органами начали работу по внедрению проекта «Электронное уголовное дело» в судах Атырауской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областей и Астаны.
Проект был нацелен на повышение прозрачности, снижение рисков фальсификации материалов, материальных и временных затрат, нагрузки на следственные и судебные органы, упрощение процедуры сбора доказательств и составления процессуальных документов.
«Электронное уголовное дело» охватывает все стадии уголовного процесса: начиная от регистрации преступления, расследования и, заканчивая, рассмотрением в судах материалов о санкционировании следственных действий и уголовных дел.
Верховным Судом также прорабатывается вопрос создания «Электронного зала судебного заседания», предполагающего отказ от бумажных носителей при проведении судебных заседаний и перевод всех процессуальных документов и действий на электронный формат.
В целях упрощения и доступности судебной системы для граждан, а также широкого применения инновационных технологий в судопроизводстве за последние четыре года были реализованы ряд проектов. К примеру, модернизированы интернет-ресурсы судебной системы, запущено система оповещения участников судебного процесса посредством отправки SMS-сообщений и электронной почты, также были запущен сервисы «Ознакомление с судебными документами», «Графики рассмотрения судебных дел», «Судебный кабинет», «Судебная повестка», запущен сall-центр судебных органов с единым номером 1401.
Все местные суды республики и канцелярии областных и приравненных к ним судов включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов».
Если говорить подробно, то сервис «Судебный кабинет» ― это единое окно доступа к онлайн сервисам и услугам судебных органов, посредством которого гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома, офиса через сеть интернет может отправить заявление (обращение), жалобу и ходатайство в электронном виде, оплатить государственную пошлину в онлайн режиме, просмотреть судебный документ, а также статус дела и распечатать судебный акт, а также контролировать процессуальные сроки.
Сервис «Ознакомление с судебными документами» предназначен для просмотра электронных судебных документов, который обеспечивает оперативность и доступность.
Гражданин, подавший исковое заявление (жалобу) в суд нарочно получает Талон о его регистрации. В последующем, при согласии на электронное извещение на его сотовый телефон или на электронный адрес направляется SMS-сообщение с указанием логина и пароля о том, что по его заявлению вынесен судебный документ, доступ к которому реализован на сайте. Таким образом, гражданину нет необходимости ехать в суд за судебным документом, тратить на это время и деньги.
Для удобства и быстрого доступа, в талоне о регистрации, кроме данных о регистрации заявления, содержится зашифрованный код (QR код) при считывании которого с использованием приложения для распознавания QR кода на мобильном телефоне гражданин может быстро перейти на страницу Интернет-ресурса.
Вместе с тем, необходимо отметить, что кроме оперативного оповещения участников судебного процесса, данный сервис позволяет отказаться от направления почтовых уведомлений, что существенно сокращает бюджетные средства, выделяемые на почтовые расходы.
Сервис SMS-оповещения и уведомления граждан и организаций о вызове на судебное разбирательство, а также оперативного информирования граждан о принятых судебных документах.
На сегодняшний день все судьи и работники канцелярий судов обеспечены электронной цифровой подписью, местными судами осуществляется регистрация и отправка корреспонденции по «ЕСЭДО» и обращений граждан поступивших с портала «электронного правительства».
Внедрение и применение современных технологий в судебной системе упрощает судопроизводство, снимает бюрократические барьеры, минимизирует контакт сотрудников судебной системы с гражданами, что способствует снижению подверженности к коррупции, экономит время и средства граждан, позволит достичь максимальной прозрачности и доступности судебной системы для населения страны.
Для судебной системы это – упрощение процесса отправления правосудия, оптимизация и автоматизация судопроизводства, развитие информационных технологий, экономия бюджетных средств.
При этом, по развитию и внедрению в массы электронного информационного сервиса «Судебный кабинет» суды РК проводят совместно с «Центрами обслуживания населения». Поэтому если у граждан отсутствует возможность выхода в интернет из дома, то они могут обратиться в «ЦОН», где обратившееся лицо может получить консультацию и квалифицированную помощь по отправлению электронных документов в суды.
Наряду с этим, верховным судом Казахстана на базе районного суда № 2 Алматинского района Астаны был запущен пилотный проект по электронному санкционированию следственных действий.
В рамках проекта произведена интеграция информационных систем ― единого реестра досудебных расследований и информационно-аналитической системы судебных органов «Төрелік».
Проект регламентирует предоставление ходатайства с приложенными материалами органами следствия и дознания в электронном виде посредством Единого реестра досудебных расследований для согласования прокурору. В случае его поддержания прокурором, материалы направляются следственному судье для их рассмотрения, по результатам которого прокурор и лицо, осуществляющее досудебное расследование получают мотивированное постановление следственного судьи в электронном виде.
Ожидается, что нововведение позволит значительно сократить время, необходимое для представления материалов о санкционировании следственных действий, получения результатов, а также упростит и повысит качество уголовного процесса.
Как отмечал глава верховного суда Жакип Асанов перед ним и его коллегами стоит три важные задачи в данном направлении: обеспечить беспрепятственный и удобный доступ к правосудию через IT-сервисы, автоматизировать судопроизводство и сделать его экономным и начать работать с большими данными и использовать все возможности мировой судебной практики.