Рассвет салафизма в нашей стране прошел, динамика роста остановилась ― эксперт

Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится более разнообразным. Под воздействием нарастающей пропаганды деструктивных идей из Интернета и соцсетей казахстанцы пополняют численность приверженцев радикальной идеологии. В связи с этим фактором, в Южной столице был создан Центр консультации и реабилитации при Управлении по делам религии города Алматы. О деятельности центра в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал его руководитель Руслан Қайыргелді.

В чем заключается деятельность Центра?

― Наш центр работает с марта нынешнего года. В совокупности с опытными теологами проводим разъяснительные беседы участникам деструктивных религиозных течений, которые называют себя умеренными салафитами. Если называть вещи своими именами, то они являются представителями Ислама
вахаббитского толка. Это направления признают мазхабы и их имамы, но в тоже время для них считается нормальным следование за своими шейхами. Они считают лишь себя   истинными салафитами, то есть прямыми последователями пророка Мухаммада. Отсюда вывод о том, что в случае изменения политической обстановки, они могут с легкостью изменить свои убеждения. У местной полицейской службы (МПС) есть определенный список лиц, которые, возможно, являются членами деструктивных религиозных течений. Именно с ними сотрудники Центра проводят беседы. Для точного определения их принадлежности выясняем их вероубеждение (акиду). В ходе беседы мы, ни в коем случае, не порицаем их наставников, шейхов, ученых. Внимательно выслушиваем своих собеседников, которые пытаются переубедить даже нас. Такое их поведение свидетельствует о глубине их заблуждения. Согласно их вероубеждению, лишь они находятся на истинном пути, а все остальные являются заблудшими, которые не достойны называться мусульманами.  

Руслан Болатович, сколько человек по Алматы числятся в данных сектах?

― С марта месяца мы охватили 768 человек по Южной столице. В Центре работают опытные теологи, которые на различных мечетях являются имамами, преподавателями исламского вероучения. Среди них 6 имамов один раз в неделю посещают исправительные учреждения города.   К огромному сожалению, молодые люди в самом расцвете сил и возможностей, отбывают срок по статье 256 Уголовного кодекса РК «Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма» (срок тюремного заключения от 2-12 лет). Расскажу вам один случай для наглядности. Молодой человек отбывает срок за спонсирование террориста. А все произошло совершенно обыденно, у парня друг уехал за рубеж, из Турции позвонил ему и попросил одолжить деньги на дорогу, тот, ничего не подозревая, перечислил товарищу деньги. Оказалось, что деньги понадобились, чтобы доехать до горячей точки и воевать на стороне террористов. Как известно, незнание закона, не освобождает от ответственности. Действие молодого человека классифицируется, как спонсирование террориста, и тянет не малый срок. В этой связи я призываю быть очень осторожными при переводе денежных средств, внимательно изучайте своих друзей, с умом выбирайте их, ведь на сегодняшний день очень легко заблудиться. Большинство заключенных очень сильно раскаиваются в своем заблуждении, даже плачут. Ведь на свободе их ждут супруги, дети, родители, братья, сестры. В сети сектантов, как правило, попадают молодые ребята, в возрасте до 30 лет. Если в 2008 году было заведено 3 уголовных дела, в этом году по стране около 800 человек отбывают наказание за пропаганду терроризма. Чаще всего именно интернет становится причиной заблуждения молодежи. В поисках исламских сайтов, они натыкаются на сомнительные проповеди псевдоученых, с огромной харизмой и ораторским искусством. Достаточно послушать несколько таких лекций, и все человек не замечает, как уходит в деструктивное течение.

Кого именно вы имеете в виду под псевдоучеными?

― Приведу список заблудших проповедников Абу Яхья Крымский, Муслим ас-Саляфи, Абу Умар Саситлинский, Саид Бурятский, Шамиль Маликов (он же «Шамиль Скайповский»), Камиль Абу Султан, Камаль эль-Зант, Эльмир Кулиев, проповедники Казахстана, разделяющих и проповедующих  их убеждения: Ринат Абу Мухаммад (он же Ринат Казахстанский), Октам Заурбеков, Дарын Мубаров, Дильмурат абу Мухаммад, Назратуллах абу Марьям, Абдуррахим Башпаев, Данияр Абу Ахмад, Наиль Абу Салих, Дидар Оспанов, Муртазаали Магомедов. Они преподносят себя, как самых знающих, но сами же допускают элементарные ошибки, искажают религию.  Допустим, Дильмурат абу Мухаммад запрещает казахский обычай «салем беру», когда новая невестка здоровается с родней мужа. Он считает, что она поклоняется людям и этим совершает ширк. Но легкий кивок головы с едва заметным наклоном нельзя считать поклоном. Этот обычай взять из сунны пророка Мухаммада. Напротив, в наше время, когда и мужчины и женщины здороваются между собой крепкими объятиями и поцелуем в щечку, молодая невестка поступает совершенно верно. Она издалека и с уважением здоровается с гостями и друзьями мужа, среди которых есть чужие ей мужчины.  Это реальное доказательство религиозной подкованности наших предков, которые следуя правилам ислама, канонизировали обычай «салем беру», что соответствует сунне.

Всех ли представителей салафизма с которыми вы работаете, удается переубедить?

― Проповедники радикальных течений внушили своим последователям убеждение, что на территории Казахстана нет знающих ученых, т.е. теологов. И когда они слушают доводы теологов нашего центра, то с огромным удивлением обнаруживают свое глубокое заблуждение. В исламе есть такое понятие, как любовь и ненависть ради Аллаха, они могут даже не разговаривать с нами ради довольства Аллаха. И, когда они получают ответы на свои вопросы, идут на контакт с нами. Это уже большое достижение, именно обратная связь с их стороны свидетельствует об эффективности деятельности нашего центра. Молодые люди, которые воспитаны на традиционных ценностях, почитающие историю, обычаи и традиции своего народа намного легче вступают в контакт. Они быстрее улавливают политику сектантов, понимают, что вахаббизм один из методов политического влияния.  Они могут трезво оценить ситуацию. Но достаточно сложно работать с теми, кто далек от своих корней, это выходцы из Актюбинской области, северных регионов, где русификация населения в период Советской власти была наиболее агрессивной. Они убеждены, что все их предки были в заблуждении и прожили бессмысленно, а вот они встали на истинный путь и своих детей они хотят уберечь от ошибок. Самые опасные из салафитов, это мадхалиты, которые против государственной политики никогда не выступают. Наоборот они демонстративно хвалят и всячески поддерживают. Но вся эта демонстративность является временным явлением. Обычные последователи не в курсе, к чему может привести их слепое следование шейхам. Это знают только их руководители, после увеличения своих последователей, то будет достаточно лишь одной фетвы, т. е. приказа своих ученых, они моментально поменяют свои взгляды. Если они сейчас слепо следуют своим шейхам, то это говорит о том, что они управляемая толпа.

Запретить все салафитские течения, это значит идти путем наименьшего сопротивления. Но запретить всегда легко, однако принимая во внимание всю деликатность положения, учитывая, что мы имеем дело со своими соотечественниками: соседями, братьями, сестрами, друзьями, земляками, необходимо понимать ― это не решение проблемы. Сейчас ведется гуманная политика государства, мы стараемся их реабилитировать, или хотя бы предупредить, если в будущем они попадут под запрет. Ребята, которые сейчас отбывают сроки наказания, неоднократно предупреждались. Если после наших профилактических работ они сами не одумаются, то можно применять иные, более жесткие методы. В данный момент рассвет салафизма в нашей стране прошел, динамика роста остановилась.

В Алматы 90 % салафитов являются приезжими из других регионов. Из Западного Казахстана, т.е. из Актау, Атырау, Актюбинска, Южного Казахстан (Шымкент, Тараз).  

Спасибо вам за содержательную беседу.

Ниже приводим список запрещенных террористических и экстремистских, оккультно-мистических организаций в Казахстане:

  • «Аль-Каида»
    2. «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Партия Аллаха»
    3. «Исламское движение Узбекистана»
    4. «Курдский Народный конгресс»
  • «Асбат аль-Ансар»
    6. «Братья мусульмане»
    7. «Движение Талибан»
    8. «Боз гурд»
    9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии» («Группа исламский джихад»)
    10. «Лашкар-е Тайба»
    11. «Общество социальных реформ»
  • «Хизб-ут - Тахрир» («Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Исламская партия освобождения»)
  • «АУМ Синрекё» («Алеф»)
    14. «Организация освобождения Восточного Туркестана» («Шарки Туркестан озатлик ташхилаты», ШАТ)
  • «Исламская партия Туркестана».
  • «Джунд-аль-Халифат»
  • РОО «Сенім. Білім. Өмір»
  • «Таблиги джамагат»
  • «Ат-такфир уаль-хиджра»
  • «Исламское государство» (ИГ)
  • «Фронт ан-Нусра»
  • «Алля-Аят»
  • «Ата жолы»
  • Кальбинур Хошназарова