Работа по реализации проекта «100 лучших учебников мира на казахском языке», о котором в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» писал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, требует четкого и глубокого подхода, потому что таким образом закладываеся фундамент будущего императива, по которому будет развиваться общество. Об этом в интервью газете «Вечерний Алматы» заявил писатель, президент Ассоциации франчайзинга РК, член Общественного совета города Алматы Бекнур Кисиков.
В рамках проекта 100 учебников по таким гуманитарным дисциплинам, как философия, социология, психология, экономика, менеджмент, предпринимательство, религиоведение, лингвистика, культурология, антропология и журналистика, будут переведены на казахский язык.
По мнению Бекнура Кисикова, именно гуманитарные науки являются основой развития человечества.
– В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» глава государства представил проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам.
Роль родного языка, его важность и роль в деле воспитания гармоничной личности сегодня неоспорима.
При возрождении иврита основатели государства говорили: «Если хочешь полюбить свою землю – полюби свой язык, если хочешь стать мудрым – не забывай свой язык, если хочешь передать дух поколений – говори на своем языке».
Действительно, ведь именно через родной язык мы наследуем тот огромный пласт знаний и мудрости, который переходил из поколения в поколение.
Изучение языка, языкознание, лингвистика – базовые дисциплины гуманитарных наук, и важность этого проекта именно в том, что мы изучаем не просто язык, но и инструментарий к его эффективному развитию и использованию.
В этом для меня заключается одна из главных ценностей проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке».
Недостаток именно разностороннего гуманитарного образования накопился за долгое время в нашем обществе.
Причиной было и то, что наша страна долго жила в эпоху так называемой моноидеологии, где гуманитарные науки были отданы на откуп пропаганде.
В этих условиях гуманитарные науки почти зачахли, хотя, конечно, появлялись отдельные учебники. Но везде была строгая идеология: стране нужна была победа технологическая и техническая над своим идейным и классовым врагом.
В условиях последовавших кризисов потребность в гуманитарном образовании снизилась, а рынок диктовал только узкие специализации, такие как экономика, менеджмент, юриспруденция.
Но это только часть того массива дисциплин, а сам мир гуманитарных наук просто огромен.
Поэтому я с радостью воспринял то, что на кафедрах наших вузов восстановили обучение по гуманитарным предметам.
Конечно, следует признать, что гуманитарные науки испытывали кризис по всему миру. К примеру, в тех же американских вузах снизилось количество студентов, поступающих на данные науки.
Ведь гуманитариям, на внешний поверхностный взгляд, нечем гордиться, они так и не создали каких-то четких достижений, как, например, те же физики и математики, которые каждые 20–40 лет заявляют о новых открытиях. А с наступлением эпохи компьютеров и эры Интернета отвлеченные гуманитарные науки вообще перестали быть важными для человечества, все бросились изучать программирование, технологии и прочее.
Конечно, естественным наукам легче показать конкретные результаты – тот же компьютер, который является результатом инженерной мысли. В отличие от гуманитариев, где все более обтекаемо и абстрактно.
Но это говорит не об оторванности гуманитарных наук от жизни. Это говорит о том, что гуманитарные науки – более сложная область, которую невозможно уложить в те или иные рамки. И она не подвержена каким-то точным расчетам и цифрам.
Но именно гуманитарные науки – основа развития человечества, мира и отдельного народа. Именно на этих предметах базируется понимание мироздании и целостность картины мировоззрения.
Человек это не только техническая, прагматическая парадигма, но и эмоциональная, чувственная. И за каждой цифрой таится неизведанный мир, порой трудно поддающийся логике.
Именно анализировать не только информационные данные, но и понимать саму человеческую мысль, научиться критическому мышлению – это одно из качеств гуманитарного образования.
Гуманитарные науки управляют миром, создают нормы морали и гуманистические принципы. В конце концов ставят задачи перед будущим поколением.
А автор фактически технологической революции, основатель компании Стив Джобс сказал на своей презентации: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно. Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».
Поэтому как никогда важно сегодня начать учить наших учеников и студентов по самым фундаментальным и современным учебникам.
И как говорится в программе о тех, кто пройдет обучение по этим учебникам, «это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях».
Конечно, оператору этой программы стоит проделать огромную работу.
Ведь в мире появилось очень много учебников, и из этой огромной массы трудно выбрать то, что отвечало бы бы нашему духу именно в данный момент.
Хотелось бы дать несколько советов или пожеланий операторам программы исходя из личного опыта.
Учитывать ментальность и так называемую акцептивность наших студентов. Ведь базовые труды по той же философии сегодня доступны, но важно не напичкать знаниями, а дать инструмент для свободного оперирования данными. Там мы растим личность, свободную от научного давления. А здесь важны не просто учебники, которые перечисляют хронологии, но и дают навыки мышления и сопоставления различных теорий.
Во вторых, и в гуманитарных дисциплинах много конкретики и стройной логики. И здесь нужно все-таки исходить также от потребностей. Например, как человек, работающий с казахским, английским и русским языками, я вижу недостаток хороших учебников именно по психоанализу.
Также не хватает знаний по семиотике, герменевтике и гносеологии – ключевые дисциплины, по которым развивается аналитическое мышление и умение упорядочить огромную массу знаний современного мира.
Не хватает книг по социальной урбанистике, то есть умению вписываться в психологический ландшафт современного города.
И, конечно, как представитель Асоциации франчайзинга, я считаю, нужны учебники по навыкам личного и предпринимательского брендинга, по созданию и защите интеллектуальной собственности.
Хотелось бы, чтобы оператор программы учитывал мнение многих профессионалов в этой области, общественных институтов, а также самих студентов и преподавателей.
Это работа требует четкого и глубокого подхода, потому что мы закладываем фундамент будущего императива, по которому будет развиваться общество.